Минцаев, Мовсар Таирович


Минца́ев Мовса́р Таги́рович (8 апреля 1952 года, Караганда, Карагандинская область, Казахская ССР, СССР) — оперный и эстрадный певец, бас, педагог, Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР, Народный артист Чеченской Республики (2002), Заслуженный артист России (2008), лауреат конкурса эстрадной песни в Сочи (1980), конкурса им. Глинки (1982), конкурса им. Э. Вила-Лобоса в Рио-де-Жанейро (1983), международного конкурса им. Шаляпина (1993).

Родился 8 апреля 1952 года в Караганде. Получил образование в консерватории имени П. И. Чайковского. Ещё будучи студентом исполнял партии Роберта в «Иоланте» П. И. Чайковского, Фигаро в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта под руководством Г. Н. Рождественского. В 1979 году выиграл Всесоюзный конкурс имени М. И. Глинки и получил высший приз зрительского жюри.

Выступал на эстраде. В годы учёбы познакомился с молодым композитором Али Димаевым. Результатом их сотрудничества стали песни «Черная бурка», «К друзьям». Песни композитора Алексея Мажукова «Именем любви», «Сумерки зеленые» впервые прозвучали в исполнении Минцаева. В 1980 году он стал лауреатом II премии Всесоюзного конкурса эстрадной песни «Сочи-80».

В 1982 году, после окончания консерватории, был приглашен в Государственный академический Большой театр СССР солистом. В 1983 году на Международном конкурсе певцов имени Э. Вила-Лобоса в Рио-де-Жанейро завоевал золотую медаль. В 1993 году завоевал диплом лауреата I премии международного конкурса имени Фёдора Шаляпина. Посетил с гастролями многие страны, в том числе Англию, Америку, Японию, Австрию, Бельгию, Польшу, Германию, Венгрию, Южную Корею, Швейцарию.

По отзывам публики и критиков пение Минцаева отмечено легкостью звукоизвлечения, связностью легато, силой звука, непринужденным произношением текста вокальной партии.

Диапазон настолько широк, что артист поет как партии баса, так и баритоновые. Певец в совершенстве владеет итальянской оперной техникой пения бельканто, что позволяет ему, помимо низких басовых нот, брать ноты верхнего тенорового регистра без использования фальцета. В его репертуар входят такие партии, как: