Пандем


«Пандем» — фантастический роман Марины и Сергея Дяченко. Получил премии «Звёздный мост», «Роскон», Мемориальную премию имени Кира Булычёва[⇨].

Всё началось с того, что на работе у главного героя, хирурга Кима, начинают выздоравливать все неизлечимые больные. А когда Ким не справился с управлением своей машины и она перевернулась, его спасает незнакомый подросток, у которого, как оказалось, нет имени. Но есть самоназвание — Пандем, поскольку он не человек, но некая неосознаваемая сила, желающая человечеству только хорошего.

На Земле начинается новая жизнь, где нет несчастливых случайностей, нет насилия. Пандем, путём «гласа свыше», говорит с любым человеком Земли, отвечая на вопросы и отзываясь на просьбы. Будучи наделён многими атрибутами Бога — он почти всемогущ и всеведущ, — подобно христианскому божеству испытывает любовь к каждому человеку. При этом он упраздняет многие из земных страданий, такие как болезни и старость. В отличие от Создателя, куда более доступен и открыт.

Однако в конечном счёте Пандем покидает человечество, разуверившись в результатах своего вмешательства.

В интервью литературоведу Михаилу Назаренко Марина Дяченко рассказывала, что первоначально идея романа родилась у неё во сне, примерно за полтора года до написания. Сначала он виделся авторам как «космоопера о Боге». Потом, в ходе «размышлений, разговоров и споров — об Интернете, его вирусах, о ноосфере, о сути всемогущества, об абсолютной доброте» — он вырос в то, чем является. Какое-то время будущий роман обдумывался в ходе написания «Армагед-дома» как противовес безысходности этой книги. Роман был написан в 2001–2002 году[1]:195—198.

В какой-то мере роман «Пандем» — классический эксперимент: он описывает реакцию человечества на раздражитель (подобно, например, «Войне миров» Уэллса). Воздействие Пандема на человечество выявляет, с одной стороны, черты человечества как такового, с другой — демонстрирует его многоликость; происходит одновременно интеграция и дифференциация[1].