Пантограмма


Пантограмма, омограмма (термины А. Бубнова[1][2]); равнобуквица (термин С. Федина[3]), равнорифмица (термин Г. Лукомникова[4]) — произведение комбинаторной поэзии, в котором буквенный состав стихотворных строк попарно идентичен, а различно лишь расположение словоразделов. В некоторых источниках также ошибочно называется гетерограммой, несмотря на то, что этот термин был ранее закреплён за другой формой комбинаторной поэзии. Пантограмму также квалифицируют как визуальную панторифму: в отличие от собственно панторифмы, в пантограмме могут различаться места расположения ударений, зато в панторифме могут употребляться слова одинакового звучания, но разного написания.

Хотя первые примеры равнобуквиц или близких к ним равнозвучий (термин Г. Лукомникова) появились уже в начале XX века[5], по-настоящему равнобуквица была осознана как отдельный вид комбинаторной поэзии только в конце XX века, во-многом благодаря классическим текстам Дмитрия Авалиани. Известные примеры равнобуквиц дали также Герман Лукомников, Сергей Федин, Айдын Ханмагомедов, Татьяна Михайловская. Предлагалось использование пантограмм и других сходных форм в педагогической практике на уроках русского языка[6].

Этот вид комбинаторной поэзии, получивший развитие во второй половине XX в., вкупе с палиндромами Говард Бергерсон назвал литературными шахматами[источник не указан 4829 дней].

Пойду, шаман, долиною —
пой, душа, мандолиною!
Верти, кали, искри, жаль
вертикали и скрижаль.
Горда ль
гор даль?
Ниц, шея, гнись.
Ницше, ягнись.
Получу, человечек,
получучел-овечек.
О труп, о раб,
о ум, о тать! —
от рупора б,
о, умотать —
иди, кто ранен адом алым…
И диктора не надо малым.