Петросян, Евгений Ваганович


Евге́ний Вага́нович Петрося́н (фамилия при рождении — Петрося́нц; род. 16 сентября 1945, Баку, Азербайджанская ССР, СССР) — советский и российский артист эстрады, писатель-юморист и телеведущий. Народный артист РСФСР (1991)[1][2][3][4].

Родился 16 сентября 1945 года в Баку в смешанной армяно-еврейской семье преподавателя математики Азербайджанского педагогического института, армянина Вагана Межлумовича (Мироновича) Петросянца (1903—1962) и домохозяйки (по образованию — инженер-химик), еврейки Беллы Григорьевны (1910—1967)[5][6][7][8].

Со школьных лет начал участвовать в самодеятельности — в бакинских клубах и домах культуры, с ним в самодеятельности был и Муслим Магомаев[5]. Читал басни, стихи, фельетоны, играл сценки, участвовал в агитбригаде, играл в народных театрах, вёл концерты в сольном и парном конферансе и прочее. После окончания средней школы в 1961 году приехал в Москву, мечтая стать актёром. Окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где его учителями и наставниками были Рина Зелёная и Алексей Алексеев. С 1962 года, в 17-летнем возрасте, начал работать на профессиональной сцене[1].

В жанре конферанса Петросян работал с 1962 года (под псевдонимом Евгений Петров первые 2 года) по 1974 год, с 1964 по 1969 год — работал конферансье в оркестре Л. О. Утесова, с 1969 по 1989 год служил в Москонцерте[9]. В 1970 году был удостоен звания Лауреата 3-й премии на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

В 1973 году Евгений Петросян вместе с Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым подготовили программу «Трое вышли на эстраду». В Московском театре эстрады артистом были поставлены такие спектакли, как: «Монологи» (1975, авторы Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт); «Доброе слово и кошке приятно» (1980, автор А. Хайт); «Как поживаете?» (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин); «Инвентаризация-89» (1988, авторы М. Задорнов, А. Хайт, С. Кондратьев, Л. Французов и др.)[1]; «Дураки мы все» (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и др.); «Бенефис», «30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов); «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева, А. Новиченко и др.). В 1999 году состоялась премьера нового спектакля «Семейные радости» (авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др.).

В этих представлениях артист выступает не только как главный исполнитель монологов, но и как режиссёр-постановщик. Спектакли имели большой зрительский успех и были высоко оценены прессой. Петросяну удаётся расширить жанровые рамки традиционного театра миниатюр, где использовались, как правило, только монологи, фельетоны, сценки и моносценки. Артист использовал и музыкальные пародии, и веселые жанровые песенки, и эстрадную клоунаду, и синхробуффонаду, и всевозможные интермедии, где актёры действовали от собственного лица, нередко подшучивая над главным артистом.