Капур, Радж


Ранби́р Радж Капу́р (хинди राज कपूर, англ. Raj Kapoor; 14 декабря 1924, Пешавар — 2 июня 1988, Дели) — индийский режиссёр, продюсер, актёр театра и кино. Приобрёл известность благодаря романтическим кинолентам с социальным звучанием. На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии и продолжает получать их по сей день посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и «легендарный шоумен». В Советском Союзе был известен как «товарищ Бродяга». Самый видный представитель династии Капуров, работающей в кино на хинди с конца 1920-х годов.

Ранбир Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в семейном имении в Пешаваре (ныне провинция Хайбер-Пахтунхва, Пакистан) в семье выдающегося актёра и театрального деятеля Притхвираджа Капура и его жены Рамы (в девичестве Рамсарни Мехра). Свою первую роль в кино в фильме «Революция» Радж сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет[4][5]. С детства он играл на школьной театральной сцене, участвовал в конкурсах и получал призы за декламацию, ставил домашние спектакли для родственников и друзей. Впоследствии эти увлечения нашли отражение в автобиографическом фильме «Испепеляющая страсть». Однако мечтой Раджа было кино. Не получив даже аттестат зрелости (не сдал латынь на выпускном экзамене), он с юношеских лет начал работать ассистентом режиссёра на студии Bombay Talkies («Бомбей токиз») и на практике освоил основные кинематографические специальности, одновременно изучая достижения западного кино. С 1944 года Радж работал в театре своего отца (Prithvi Theatre) ассистентом режиссёра, а также актёром, проявив способности к импровизации, эмоциональность, темперамент и музыкальность в спектаклях «Стена» и «Патан». Его заметили продюсеры, и с 1946 года он начал активно сниматься («Вальмики», 1946, «Голубой лотос», 1947, реж. Кидар Шарма).

Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура: сбылась его мечта о кинорежиссуре. Сыграв в 1947 году четыре главных роли, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». В этом фильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных, как с технической, так и содержательной точки зрения, элементов будущих картин Капура: контрастная черно-белая съёмка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. С этого фильма началось и сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис (впоследствии они снялись вместе в 16 фильмах).