Раисова, Раиса Михайловна


Раи́са Миха́йловна Раи́сова (при рождении Рохл Мо́йшевна Магази́нер; 1869 — 1921[1][2]) — артистка оперетты, эстрады и кабаре (меццо-сопрано), одна из самых известных и успешных дореволюционных исполнительниц старинных русских и цыганских романсов.

Родом из восточной Украины (вероятно, из Харькова), из еврейской семьи. На музыкальную сцену поступила очень рано, в 15 лет уже была хористкой в харьковском частном театре (антрепризе) М. Е. Медведева[3]. Это была сравнительно небольшая антреприза, ставившая, в основном оперы, оперетты и водевили[4]. Там в 1886 году Раиса Раисова дебютировала в маленькой роли одалиски в опере «Юдифь» Александра Серова. Тогда же появился и её псевдоним Раиса Раисова.

Историю (почти театральный анекдот) о псевдониме певицы рассказал в своих записках (так называемых «подмётках») к сборнику «Кризы и репризы» Михаил Савояров, коллега и младший современник Раисы Раисовой, эксцентричное творчество и остроумие которого она высоко ценила. Он описывает новую фамилию артистки как случай или оказию, произошедшую с нею в 1886 году (ещё в харьковской антрепризе Медведева), как раз накануне первого выступления в эпизодической роли одалиски. В своих записках (так называемых «подмётках») к сборнику «Кризы и репризы» писал, что администратор театра, получив срочное назначение на новый спектакль, сбился с ног, разыскивая Раису Магазинер по всему зданию. Как можно скорее нужно было разрешить проблему со сценическим псевдонимом: и в самом деле, нельзя же было написать в программе на следующий вечер такую неблагозвучную и, вдобавок, национально характерную фамилию. Времени было в обрез, но хористки и след простыл. Наконец, потеряв терпение, администратор вписал дважды повторённое имя будущей солистки, чтобы не выдумывать ничего особенного: «Раиса Раисова». Так и осталось на всю жизнь[5].

Спустя год Раиса Раисова переехала в Киев, где в скором времени выдвинулась в число ведущих оперных артисток. За первые годы оперной карьеры успела спеть партию Зибеля в опере Гуно «Фауст», затем — Ольгу в «Евгении Онегине», но самый крупный успех имела в опере «Кармен», где с темпераментом и блеском исполнила заглавную партию. Последняя работа (после четырёх лет оперной карьеры) стала своеобразным трамплином из оперы — в оперетту, которая значительно более соответствовала темпераменту и характеру певицы, тем более, что переходить для этого никуда не требовалось: оперетты в то время повсеместно составляли большую часть репертуара оперных театров[3]. Первое время продолжала работать в Киеве и Одессе. Затем два сезона (1890—1891) выступала в московском «Эрмитаже» Лентовского, сезон 1892 года в театре «Парадиз».

Новый период успеха начался в 1895 году, после переезда Раисы Раисовой в Петербург. Дебют состоялся осенью 1895 года в «Олимпии», а затем — в столичном театре «Буфф», где яркая колоритная артистка очень быстро вошла в число фавориток постоянной публики: знатоков и любителей оперетты.