Административно-территориальное деление Боснии и Герцеговины


Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонских соглашениях. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.

Дейтонское соглашение, конституция и законы Боснии и Герцеговины не содержат конкретных формулировок об унитарном или федеративном характере взаимоотношений между энтитетами. Само Дейтонское соглашение составлено на основе предварительных договорённостей о создании унитарного государства с двумя энтитетами: боснийско-хорватским и боснийско-сербским.[1] Также в Боснии и Герцеговине отсутствуют государственные структуры, прямо называющиеся федеральными. На основании внешних признаков Боснию обычно относят к федеративным государствам (квазифедерация). В частности, широкий уровень децентрализации власти, законодательные полномочия субъектов, собственная армия (до середины 2000-х годов) и слабая центральная власть де-факто делают статус энтитетов даже выше, чем статус субъектов в некоторых федеративных государствах, и приближают его к статусу членов конфедерации. Распределение депутатских мест в нижней палате парламента между представителями Федерации и Республики Сербской не привязано к численности их населения, а находится в постоянном соотношении 2 : 1, что не характерно для унитарных государств и может считаться признаком конфедерации или асимметричной федерации. При этом Босния значительно отличается от классической федерации, поскольку в федерации разделение полномочий реализует права её субъектов, а в Боснии и Герцеговине на общегосударственном уровне в большей степени реализуются права представителей основных национальностей. Представительство в высших органах власти не только и не столько распределено между двумя энтитетами (всё в той же пропорции 2 : 1), сколько симметрично распределено между тремя этническими группами. Это касается как института президентства, так и верхней палаты парламента, где боснийские мусульмане, сербы и хорваты имеют равное представительство. В большинстве федеративных государств верхняя палата парламента создаётся для того, чтобы уравнивать в правах субъекты, которые имеют в таких палатах, как правило, равное представительство, в боснийском же парламенте верхняя палата уравнивает права народов, а не субъектов, что характерно для унитарных государств, где верхняя палата парламента может служить самым разнообразным целям, не обязательно связанным с полномочиями регионов, в том числе целям достижения межнационального согласия. Таким образом, Босния и Герцеговина имеет признаки как федеративного, так и унитарного децентрализованного государства.