Самоконтроль


Самоконтро́ль  (англ. self-control) — способность контролировать свои эмоции, мысли, поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доля головного мозга[1]. Повреждения лобной доли (или её врождённые патологии) ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.

По Канеману самоконтроль обеспечивается функционированием Системы 2 психики человека, которая обеспечивает выделение внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе для выполнения сложных и эмоционально напряжённых рассуждений и действий[2][значимость факта?].

Самоконтроль в физической культуре при СССР состоял из двух показателей — объективных данных (вес, динамометрия, спирометрия, пульс) и субъективных данных (самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, общее состояние)[3][4][5]. Понятие о тренировке, утомлении, перетренировке, «выходе из формы», организация режима, труд и отдых при тренировке, питание и питьевой режим, половая жизнь и тренировка.

В 1960-х Уолтер Мишель провёл среди детей эксперимент, который назвал «зефирным тестом». В ходе теста 4-летним детям давали по куску зефира и просили их думать о том, какой он сладкий. Ребёнку предлагалось либо съесть кусок сразу, либо подождать 15 минут и тогда получить дополнительный кусок.