Система единого передаваемого голоса


Система единого (единственного) передаваемого голоса, СЕПГ (англ. single transferable vote, STV) — избирательная система, достигающая пропорционального представительства без использования групповых избирательных списков. Избиратель получает набор кандидатов, избираемых в многомандатном округе, среди которых ему надо ранжировать кандидатов в порядке предпочтения[1], далее победители определяются таким методом счёта, который учитывает предпочтения так, чтобы обеспечить избрание всех тех, кто получит (с учётом передачи голосов) больше расчётной квоты для такого многомандатного округа.

Данная система часто используется в англоязычных странах: в некоторых выборах в Австралии, Великобритании, Индии, Ирландии, Мальты.

Эта система минимизирует потери голосов избирателей, не получающих в итоге своего избранного депутата, то есть предоставляет для избирателей больше возможностей провести своих кандидатов, чем позволяет система партийных (групповых) списков, то есть при этом учитывает волю самих избирателей, а не волю тех, кто составляет такие групповые списки.

В частном случае одномандатного округа, эта система, по сути, сводится к «мажоритарно-преференциальной» или альтернативной[2] избирательной системе; однако, существует схожая система, которая есть своего рода гибрид настоящей системы и метода Шульце, и в случае одномандатного округа сводится к последней[3][4]. Достоинство её для одномандатного округа в том, что она проходит в один тур, не требует повторного голосования, снижает манипуляции организаторов выборов.

В рамках этой системы, избиратель подает свой голос, указывая наиболее предпочтительного кандидата, затем — второго по предпочтительности и т. д. То есть избиратель должен выражать свои предпочтения, напр., проставляя у имени кандидатов цифры 1, 2 и т. д., в порядке убывания предпочтительности (как на рисунке); либо проставляя отметку или закрашивая клетки таблицы, в которой ряды соответствуют кандидатам, а столбцы — порядку предпочтения; либо другим способом, который определяется формой бюллетеня.

Правила конкретных выборов могут устанавливать ограничения на минимальное или максимальное число кандидатов, которых может ранжировать избиратель — например, бюллетень может считаться действительным, только если в нём ранжированы все кандидаты. Кроме того, правила могут позволять или не позволять избирателю указывать для нескольких кандидатов одинаковый уровень предпочтения.