Программы чтения с экрана


Програ́ммы чте́ния с экра́на / програ́ммы экра́нного до́ступа[1][2], или скри́н-ри́деры (от англ. screen reader «читатель экрана») — это один из видов компьютерных тифлотехнологий - технических средств реабилитации, предназначенных для слепых и слабовидящих людей, а также людей, имеющих затруднения при обучении (дислексия). Программы экранного доступа (чтения с экрана) — это специальное программное обеспечение, с помощью которого пользователь может получать информацию с экрана визуального дисплея без использования зрения через её озвучивание (компьютерный синтез речи из печатного текста) или её вывод на тактильный Брайлевский дисплей[3].

В операционных системах Windows, начиная с версии Windows 2000, встроено экранное считывающее устройство Microsoft Narrator. Компания Apple также встроила в macOS, iOS и tvOS экранный считыватель VoiceOver, а Google разработала Talkback для платформы Android. Также использующие Android устройства от Amazon разработали VoiceView для считывания экранов.

Также имеются популярные устройства для чтения экранов с открытым исходным кодом. Например, Speakup и Orca[англ.] для ОС Linux и Unix-подобных систем и NonVisual Desktop Access для Windows.

Наиболее популярные устройства для считывания экранов, как правило, являются отдельными коммерческими проектами: JAWS от Freedom Scientific, Window-Eyes от GW Micro, Dolphin Supernova от Dolphin, System Access от Serotek и ZoomText считыватель от AiSquared являются яркими примерами

В ранних операционных системах, таких как MS-DOS, которые предоставляли интерфейс командной строки для работы с ними (CLIs), вся информация отображалась в текстовом виде, из буфера памяти относительно позиции курсора. Ввод совершался при помощи клавиатуры. Таким образом, вся информация с экрана могла быть извлечена из системы либо через перехват потока информации и чтения буфера экрана либо посредством использования стандартного выходного гнезда и сообщения результатов пользователю.

С прибытием графического интерфейса пользователя (GUI), стало значительно труднее интерпретировать информацию на экранах. GUI интерфейс имеет текста и другие графические элементы расположенные в произвольных позициях. Следовательно, нельзя интерпретировать информацию с экрана полностью в текстовом виде. Таким образом, было предложено другое решение о том как считывать информацию об экранах, при помощи сбора сообщений поступающих от операционной системы. На основе этих данных строится модель независящая от информации на экране («off-screen»), в которой хранится только требуемая текстовая информация.