Тадж уль-Алам


Султана Тадж уль-Алам Сафиатуддин Сиах (1612 — 23 октября 1675; имя при рождении — Путри Шри Алам) была четырнадцатой правительницей Ачеха. Она была дочерью султана Искандара Муды и женой его преемника Искандара Тани[англ.]. Она стала султаной после смерти своего мужа и правила с 1641 по 1675 год, став первой из четырёх женщин подряд, занимавших этот пост.

Будущую султаншу изначально звали Путри Шри Алам Пермисури. В 1617 году её отец Искандар Муда завоевал Паханг на Малайском полуострове. Сын побежденного султана, будущий Искандар Тани, был доставлен в качестве пленника в Ачех, где он воспитывался как приемный сын Искандара Муды. В 1619 году, когда ему было 9 лет, он женился на Путри Шри Алам Пермисури. Супруги получили дворец рядом с дворцом султана, называвшийся Шри Варна. После смерти Искандара Муды Искандар Тани унаследовал трон, но умер 15 февраля 1641 года после недолгого правления. Известие о его кончине вызвало серьёзные волнения среди вельмож королевства, и некоторые люди погибли. Однако через три дня было решено, что вдова султана будет возведена на престол[1].

Путри Шри Алам взошла на трон и приняла титул султанши Тадж уль-Алам Сафиатуддин Сиах. Тадж уль-Алам Сафиатуддин буквально означает «мировая корона, чистота веры». Она стала первой из четырёх царствовавших королев или султанш, занимавших престол в 1641—1699 годах. Учитывая сильно мусульманский характер Ачеха, это вызвало серьёзные споры среди историков. Возведение на престол Тадж-уль-Алам рассматривалось как попытка ачехской знати ослабить королевскую власть после административных реформ Искандара Муды, направленных на их подрыв. Согласно этой точке зрения, такие усилия были в значительной степени успешными. С момента её правления султанат стал слабым символическим институтом, власть которого ограничивалась самой столицей. Между тем реальная власть принадлежала наследственным правителям окраин (институт улебаланг, созданный Искандаром Муда) и религиозным лидерам (имамам или улемам). Однако также было высказано мнение, что старая традиция Юго-Восточной Азии, признававшая наследование по женской линии, была здесь более важной, чем ортодоксальные мусульманские принципы. Это могло быть причиной возведения на престол Тадж-уль-Алам, а не сознательная стратегия вельмож по ослаблению власти двора. Кроме того, более тщательный анализ эпохи королев показал, что этот период не обязательно следует рассматривать как период упадка общества, что оно было в более мягких и гибких руках, чем до 1641 года, и что Ачех, в конце концов, смог противостоять давлению Запада настолько, что сохранил свою независимость[2]. В остальной части Ост-Индии некогда могущественные коренные государства, такие как Матарам, Тернате, Бантам и Макассар, утратили свою автономию или попали в сильную зависимость от Голландской Ост-Индской компании в конце XVII века.