Тихоокеанская система высот


По состоянию на начало 2020 года всё ещё используется для некоторых работ в Восточной Сибири, в частности, для отсчёта высоты над уровнем моря уреза воды озера Байкал.

В 1901—1906 году российский военный геодезист Александров провёл геометрическое нивелирование вдоль Транссибирской магистрали от Байкала до Челябинска, а в 1909—1911 годах в обратном направлении — от Челябинска до Ачинска. Всего в обоих направлениях было проложено 3600 километров ходов. Общее окончание работ по нивелированию Трансcиба произошло лишь в 1928 году во Владивостоке. По итогам этих работ был выпущен «Временный каталог высот Сибирских нивелировок, произведённых Военно-Топографическим Управлением с 1901 по 1928 годы».

В 1933 году в СССР проведено второе (после 1894 года) уравнивание нивелирной сети страны. К этому времени уже имелась нивелирная связь Европейской (Балтийской) системы с Владивостоком, однако обнаружилось расхождение в 1,873 м на стыке Европейской и Сибирской нивелировок. По этой причине в 1934 году было принято решение оставить для Восточной Сибири Тихоокеанскую систему высот.

Граница систем высот находилась примерно на 96° в. д. — к западу от меридиана счёт высот вёлся от нуля Кронштадтского футштока, к востоку — от нуля Владивостокского футштока. Кроме того, в некоторых районах восточной части СССР счёт высот вёлся от уровня Охотского моря — футштока в Магадане.

С тех пор (по некоторым данным — с 1940-х годов) уравнивание Тихоокеанской системы более не проводилось. Разница с Балтийской системой высот 1977 года (БС 77) в районе Байкала составляет около 0,5 м.

Тихоокеанская система высот имеет большое значение в современном мире, так как именно в этой системе высот установлен уровень воды (предельные значения высотной отметки уреза) озера Байкал. При строительстве Иркутской ГЭС были использованы реперы Кругобайкальской дороги.