Трость (орудие наказания)


Трость, гибкая трость, ро́зга-трость, кэйн или кейн (англ. cane, rattan cane) — инструмент для осуществления телесного наказания (порки); представляет собой гибкий прут длиной 60—120 см и толщиной от 4 до 13 мм; изготавливается преимущественно из ротанга или бамбука и часто покрывается лаком или различными средствами для пропитки дерева, увеличивающими её гибкость и уменьшающими износ. Часто перед пропиткой розгу-трость изгибают с той стороны, за которую её держат во время порки; получающийся крючок позволяет подвешивать розгу для хранения, а также при нанесении сильных ударов не даёт ей выскользнуть из руки экзекутора.

Каждый удар розгой-тростью причиняет намного более сильную боль, чем удар обычной розгой, при этом она не теряет своих ударных свойств после нанесения ею нескольких ударов, поэтому она одна может использоваться многократно; в течение одной порки, как правило, используется одна и та же трость (за исключением случаев, когда используются несколько тростей различной длины и толщины, с целью дозировать болевое воздействие). Порка производится чаще всего по ягодицам, реже по внутренней и внешней стороне бёдер, ладоням, икрам ног, стопам и пяткам, а женщин также по груди и гениталиям (из-за того, что удары розгой-тростью более болезненные и наносят более сильные повреждения, чем удары розгой, как правило, не секут по верхней части спины и животу из-за опасности повреждения внутренних органов; как правило, наносят гораздо меньше ударов и делают большие паузы между ними).

Розга-трость впервые появилась в Европе в английских школах. До её появления там, как и в других странах, практиковалась порка традиционными розгами. Во многих английских школах пятница или суббота назывались днём порки, так как в эти дни секли большую часть учеников, ведь порка полагалась за малейшую провинность, и считалось, что если в течение недели ребёнок её не заслужил, то он скорее всего болен. Поскольку для порки даже одного ученика требовалось несколько розог, их приходилось заготавливать в огромных количествах. В большинстве школ заготовка розог входила в обязанности обслуживающего персонала, которому за это платили деньги, в некоторых это была обязанность самих учеников.