Физико-математическая школа-интернат


Физико-математические школы-интернаты — в СССР, России и других республиках бывшего СССР специализированные школьные учебные заведения с углублённым изучением физики, математики и других предметов. Предназначались главным образом для обучения и проживания иногородних школьников последних 2-3 классов средней школы. Для поступления в школу-интернат требовалось сдать конкурсные экзамены по профилирующим предметам.

Первые физико-математические школы-интернаты (ФМШИ) были созданы в 1963 году в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве при Московском, Ленинградском, Новосибирском и Киевском государственных университетах соответственно. Позднее аналогичные школы-интернаты были открыты в Ереване, Тбилиси, Чебоксарах и других городах.

Из стен ФМШИ вышли многие известные учёные, преподаватели и инженеры[1][2][3]. В начале 1990-х статус ФМШИ был изменён, и они были переименованы в СУНЦы (Специализированные учебно-научные центры), лицеи или академические гимназии.

В конце 1950-х и в начале 1960-х в стране постепенно всё более осознавалась необходимость и полезность создания таких учебных заведений нового типа, в которых можно было бы совместить повышенный уровень образования школьников с возможностью набора и обучения учащихся из провинции. Одним из первых мысль о создании специализированных школ-интернатов публично сформулировал нобелевский лауреат академик Н. Н. Семёнов в статье, опубликованной в октябре 1958 в газете «Правда»[4]. Далее, приблизительно через месяц, статью в поддержку этой идеи в той же газете опубликовали академики Я. Б. Зельдович и А. Д. Сахаров[5], а в декабре 1958 в газете «Труд» идею поддержал академик А. Н. Колмогоров[6].

Идеи о создании школ с углублённым изучением математики, физики и других предметов, встретили не только одобрение, но и сопротивление. Так, академик М. А. Лаврентьев в статье, опубликованной в ноябре 1958 г. в газете «Правда», подверг критике предложения, высказанные Я. Б. Зельдовичем и А. Д. Сахаровым, заявив, что ими «делается ставка на вундеркиндов — ставка неправильная». По мнению М. А. Лаврентьева, высказанному в той же статье, нужно заботиться «не о том, чтобы скорее выделить и обособить быстродумов», а о том, чтобы развивать любовь к творчеству у широких слоёв молодёжи[7]. Впоследствии, однако, М. А. Лаврентьев изменил свои взгляды, стал активным сторонником школ-интернатов и многое сделал для их образования и становления.