Хамза Хакимзаде Ниязи


Хамза Хакимзаде Ниязи (узб. Hamza Hakimzoda Niyoziy; 22 февраля [6] марта 1889, Коканд — 18 марта 1929, кишлак Шахимардан) — узбекский советский поэт, драматург, общественный деятель, народный поэт Узбекской ССР (1926). Основоположник узбекской советской литературы.

Организовав бесплатную школу для бедных, преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 года под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. Основное произведение дореволюционного творчества Хамзы, рукописный стихотворный «Диван» (1905—1914) на узбекском и таджикском языках, был опубликован посмертно. В некоторых газелях «Дивана» наряду с традиционными образами неразделённой любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубликованные произведения Хамзы: стихотворение «Рамазан» (1914), повесть «Новое счастье» (1915), пьеса «Отравленная жизнь» (1916). В 1916—1919 Хамза выпустил семь сборников стихов, отразивших переход поэта с позиций революционно-демократического просветительства на позиции революционной борьбы. Стихи, включенные в сборнике «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.

После Октябрьской революции 1917 Хамза учительствовал в Коканде и Фергане, организовал передвижную театральную труппу, обслуживавшую части Красной армии на Туркестанском фронте, работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже — Облполитпросвета. Член РКП(б) с 1920 года. В 1926 году в городе Ходжейли (Каракалпакия) создал первый в СССР детский дом, названный впоследствии его именем (ныне — детский дом № 1 имени Хамзы Хакимзаде Ниязи).

В 1918 году Хамза создал пьесу «Бай и батрак», ставшую первым произведением узбекской советской драматургии (экранизирована в 1953 г.). Популярностью пользовались пьесы Хамзы «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборник «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (1931); часть песен записана от известных узбекских певцов.

Хамза вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства. Был убит (забросан камнями) мужчинами кишлака Шахимардан по указанию местного духовенства после того, как организовал 8 марта праздник, в ходе которого 23 женщины кишлака сбросили паранджу.

Хамза — основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке. Он обогатил классическую поэтическую метрику (Аруз) за счёт форм народного стиха (Бармак). Хамза оставил заметный след в истории развития социалистической культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант.