Сатана (героиня эпоса)


Сата́на (Шата́на), также Сатаней (в армянской традиции Сатени́к[1] арм. Սաթենիկ) — героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.

В русских текстах нередко именуется Шата́на, по преобладающему в Северной Осетии куртатинскому произношению и вопреки традиции транслитерации осетинских имён собственных. Этим авторы уходят от ассоциаций со словом «сатана»[2].

Возможно, прототипом Сатáны была царица Сатеник (армянская транскрипция имени), которая в I веке прибыла из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом, для бракосочетания с царём Армении Арташесом. Армянский историк Моисей Хоренский написал несколько легенд о царице Сатеник[3], в которых есть несколько сюжетов, совпадающих с нартовскими сюжетами о Сатáне. Жорж Дюмезиль указывает на общие элементы в легендах о Сатеник Моисея Хоренского и Сатáне в нартовском эпосе.

Сатáна — дочь Уастырджи, рождённая Дзерассой в мире мертвых (загробное царство). За месяц вырастала как за год, а за год — как за три года. Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей. Сатáна, обманув Эльду, получает себе в мужья доблестного и умного Урызмага.

Считается матерью Сослана. В одном из эпизодов племянник Батрадз[4] по зову Сатáны приходит на помощь нартскому народу.

Будучи щедрой гостеприимной хозяйкой, неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин (аланов) — пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга.