Эйгес, Константин Романович


Константи́н Рома́нович Э́йгес (24 мая (5 июня) 1875, Богодухов, Харьковская губерния2 декабря 1950, Москва) ― русский и советский композитор, пианист и педагог, философ и теоретик музыки.

Родился в многодетной семье врача, драматурга, статского советника Рувима Манасиевича (Мнашевича) Эйгеса (1840—1926), уроженца Вильны, и переводчицы Софии Иосифовны Эйгес (в девичестве Эльцин[2], 1846—1910), родом из Бердичева. Образование получил в Московской консерватории (1900―1905), где занимался в классах М. М. Ипполитова-Иванова (композиция), С. И. Танеева (полифония) и А. А. Ярошевского (фортепиано). Занимался концертной деятельностью и преподаванием, среди его учеников ― Алексей Станчинский. В 1910-е выступал как музыкальный критик, написал ряд статей, посвящённых творчеству Вагнера, Танеева, Скрябина, Рахманинова, а также предисловие к переведённой на русский язык книге Иосифа Гофмана «Фортепианная игра». Входил в группу музыкантов, собиравшихся на квартире П. А. Ламма, после революции работал в Народном комиссариате просвещения, затем преподавал музыкально-теоретические дисциплины, в том числе в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1920-е годы был заведующим Государственного музыкального техникума имени А. А. Ярошевского[3].

Сочинения Эйгеса написаны, в основном, для фортепиано или с его участием. Стиль ранних его работ находится под влиянием Шумана, позднее в них появляются сложные ритмические и полифонические конструкции, сочетающиеся с яркой гармонией и мелодизмом. Помимо фортепианных произведений, Эйгес также написал кантату «Песнь о вещем Олеге», симфоническую поэму «Вьюга», ряд камерных сочинений и романсов.