Я возьму сам


«Я возьму сам» — роман харьковских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди.

Роман использует исламские[1] и иранские мотивы[2][3], являясь частью восточных мотивов часто встречающихся в произведениях авторов[2]. Также в романе ярко выражена тема писательского труда, являющаяся одной из главных тем в творчестве Олди[2]. Кроме того главной темой произведения является мистическая составляющая, которая отражает столкновение с другой — высшей реальностью, духовные искания автора, богоискательство, самоопределение по отношению к сверхъестественному и попытку выйти за грань при этом сохранив в себе человека[1]. Этой темой роман сходен с другими произведениями автора «Одиссей, сын Лаэрта», «Пасынки восьмой заповеди», «Герой должен быть один»[1].

В романе используется прием «текст в тексте» который усиливает функцию вторичного свидетельства и способствует появлению ощущения некоторой внетекстовой реальности. В качестве эпиграфа, открывающего роман используется фрагмента «Баллады Короля» Иосифа Бродского, затем в тексте идёт отрывок вторичной исторической летописи о падении города Кабира. Данный прием, с использованием реальных стихотворений позволяет читателю почувствовать особую реальность создаваемого фантастического мира[4].

Роман содержит авторскую интерпретацию «гумилёвского мифа»[5], используя в качестве ключевой мифологему «Поэта»[6]. Гумилёвский миф также встречается в ряде других произведениях Олди, которые входят в цикл «Бездна голодных глаз»: «Дорога», «Сумерки мира», «Живущий в последний раз», «Страх», «Ожидающий на перекрестках», «Витражи Патриархов», «Войти в образ», «Восставшие из рая», «Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой»[5].

Действие происходит в мире, аналогичном Ирану времён поздних Сасанидов, с уже ощутимым наступлением ислама и с полупустынными бедуинскими степями вокруг основной территории страны.

В этом мире шестьсот лет спустя произошли события книги «Путь меча». Во время событий романа «Я возьму сам» в большинстве описываемых стран этого мира (аналогичных некоторым азиатским, африканским и европейским странам) действуют законы фарров — сверхъестественных существ-покровителей. Фарр избирает себе носителя, который становится главой государства — и его живым символом.