Ликбез


Ликбе́з  (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Исторически термин «ликбез» возник как сокращение названия государственной программы Советской России по «ликвидации безграмотности», начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР»[1] от 26 декабря 1919 года. Согласно декрету, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном (или русском) языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало XX века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1%, в том числе 29,3% мужчин и 13,1% женщин[2]. По Сибири уровень грамотности составлял 12% (у детей до 9 лет — 16%), по Средней Азии — 5 и 6% соответственно[3]. И хотя в последующие годы (до 1914 года) уровень грамотности возрастал, но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает»[4]. По прошествии трёх лет войны, к 1917 году значительная часть населения страны оставалась неграмотной, особенно в Средней Азии. Дополнительно статистику ухудшил и тот факт, что во время Первой мировой войны западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру, и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи (см. Грамотность в дореволюционной России#Грамотность в Российской империи на рубеже XIX—XX веков), были оккупированы и не вернулись в состав страны.

Оценки численности грамотного населения на 1914—1917 год достаточно сильно разнятся. В 1913 году, по официальным данным дореволюционного издания «Статистический Ежегодник России», численность грамотного населения составила 27%. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30% от всего населения[5][6]. Ряд западных учёных оценивают грамотность европейской части России к 1915 году в 35—38%[7]. Существует также оценка грамотности населения России в 45% к 1914 году[8]. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год)[9].