Аббон Горбатый


Аббон Горбатый, или Аббон Сгорбленный, он же Аббон Сен-Жерменский (фр. Abbon le Courbe, лат. Abbo Cernuus, Abbo Sancti Germani a Pratis; около 850 — 9 марта 923[3][4]) — франкский церковный писатель, хронист и поэт, монах-бенедиктинец из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Автор исторической поэмы «Об осаде города Парижа», в которой описывается оборона Парижа от датских викингов в 885886 годах.

Родился около 850 года, скорее всего, в нормандской части[3] Нейстрийской марки[5]. В юности постригся в монастыре Сен-Жермен-де-Пре, где учился у известного агиографа Эмуана Сен-Жерменского[англ.] (ум. 889)[6], и где в 897 году служил диаконом, прославившись своими учёностью и красноречием. В хартии, датированной 25 февраля 914 или 919 года, Аббон фигурирует в качестве надзирателя странноприимного дома Сен-Жерменского аббатства (лат. xenodochii custos monasterii)[5], где он 9 марта 923 года, вероятно, и скончался.

Его историческая поэма «Об осаде города Парижа» (лат. De bellis Parisiacae urbis) была написана около 890 года в трёх книгах, первая из которых включает 660, вторая — 618 и третья — 115 стихов латинским дактилическим гекзаметром[6]. Она предваряется прозаическим посланием учёному монаху Гозлину, а также обращением в 22 стихах дактилем к покойному учителю Эмуану[7]. В течение нескольких последующих лет Аббон перерабатывал свой труд, завершив его окончательную редакцию около 897 года.

Две первые книги поэмы охватывают период от прибытия норманнов под стены Парижа в ноябре 885 года до осени 896 года; третья же содержит, главным образом, нравственные размышления, обильно перемежаемые цитатами из церковных текстов и разбавленные греческими глоссами[6], и потому не имеет исторической ценности. Описанию осады посвящена вся первая книга и вторая вплоть до 451 стиха, посвящённого восхождению на престол графа Эда Парижского (888—898)[8]. Являясь очевидцем описываемых событий[9], Аббон приписывает спасение города чудодейственным мощам святых, но сообщает ряд многие подробностей, имеющих историческую ценность. Его рассказ довольно точен и не противоречит данным «Ведастинских анналов»[10]. Вместе с тем, ряд указаний Аббона, например, о численности войска данов, которое он определяет в 40 000 чел. на 700 кораблях, не вызывает доверия у современных исследователей[11].

Не выражая определённых политических пристрастий, Аббон прославляет в первых книгах поэмы Эда Парижского, называя его «будущим королём» (лат. rex futurus), выводя при этом в положительном свете и его преемника Карла III Простоватого (898—922), которого на византийский лад именует «императором франков» (лат. basileus francorum). Начиная с 452-го стиха второй книги изложение событий в поэме становится более путаным и менее строгим хронологически, а деятельность Эда, включая поход в Аквитанию (893) и борьбу с Карлом, описывается уже более сдержанно, в итоге вовсе завершаясь упрёками в его адрес[8].