Абу-ль-Хасан аш-Шазили


Абу́ль-Хаса́н Али́ ибн Абдулла́х аш-Ша́зили (араб. أبو الحسن الشاذلي‎; 1196, Гамарат, совр. Марокко — 1258, Хумайсра, совр. Египет) — североафриканский исламский богослов, основатель и эпоним суфийского ордена Шазилия.

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах ибн Абдул-Джаббар аль-Хасани валь-Хусейни аш-Шазили аль-Магриби. Родился в 1196 году в селении Гамарат на севере Марокко[3][4]. Его род принадлежит к сеидам и восходит к пророку Мухаммаду[5].

Он получил блестящее образование и в возрасте примерно 21 года он покинул родной край в поисках знаний. Он учился в Фесе, а с 1244 года жил в Александрии[6]. Совершив паломничество в Мекку, он отправился в Багдад, где находились крупные факихи, знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, Абдул-Кадир аль-Джилани, Абу Бакр аш-Шибли и другие. В Багдаде он прошёл курс обучения у шейха Абуль-Фатха аль-Васити, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить обучение у Абдуссалама ибн Машиша. После окончания обучения у Ибн Машиша, Абуль-Хасан аш-Шазили отправился в селение Шазили (совр. Тунис). Свою первую завию он основал в 1227 году в Тунисе. Аш-Шазили поселился в пещере горе Залалж на окраине города Тунис, известное как «Пещера аш-Шазили». Там он жил и принимал учеников[5].

Умер в 1258 году в селении Хумайсра в Египте при совершении хаджа[7]. Его могила на берегу Красного моря почитается мусульманами (зиярат). Султан Мамлюков той эпохи построил мавзолей над его могилой[5].

Абуль-Хасан аш-Шазили призывал своих учеников (мюридов) к ежеминутному поминанию Аллаха посредством тихого зикра-хафи, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата и следованию сунне Пророка. Он не приветствовал практику затворничества (хальва) и коллективных собраний суфиев (сама). По словам аш-Шазили идеи и дух братства (тариката) следует реализовывать в повседневной жизни, не уходя от мира[8].

Шазилиты пользуются всеми дозволенными Шариатом благами цивилизации и не одобряют суровый аскетизм. Их зикр и занятия духовной практикой проводятся в свободное от работы и других занятий время и не причиняют ущерб повседневным обязанностям человека и его семье. Они не носят специальных одеяний и, следуя Джунайду аль-Багдади, предпочитают «трезвое» служение (сахв) и воздерживаются от состояния «опьянения» (сукр)[8].