Авианосцы типа «Лексингтон»


Тип «Лексингтон» (англ. Lexington class) — серия тяжёлых ударных авианосцев США постройки 1920-х годов. Первые полноценные боевые авианосцы США после экспериментального авианосца «Лэнгли». Построены в 1922—1927 годах на основе двух недостроенных линейных крейсеров одноимённого типа. В 1920-е — начале 1930-х годов авианосцы типа «Лексингтон» считались одними из сильнейших в мире и составляли в то время основу авианосного флота США, сыграв значительную роль в отработке концепции кораблей этого класса. Оба авианосца типа «Лексингтон» приняли активное участие во Второй мировой войне в начальном её периоде, будучи двумя из трёх авианосцев США, находившихся на Тихом океане к началу войны. «Лексингтон» был потоплен 8 мая 1942 года японской морской авиацией в ходе сражения в Коралловом море. «Саратога» же, приняв участие в ряде сражений, пережила войну и была снята с вооружения и потоплена в ходе испытаний ядерного оружия у атолла Бикини 25 июля 1946 года.

Интерес к корабельной авиации в США появился ещё до начала Первой мировой войны. В 1910 году по инициативе корабельного инженера Ирвинга Чемберса[англ.] на баке крейсера «Бирмингем» была смонтирована взлётная площадка для колёсных самолётов. 14 ноября 1910 года впервые в мире гражданский лётчик Юджин Эли взлетел с палубы корабля. 18 января 1911 года Эли посадил аэроплан на аналогичную платформу, установленную на палубе броненосного крейсера «Пенсильвания»[англ.], а затем и взлетел с него. Несмотря на успехи, дальнейшего развития эти работы не получили. Платформа оказалась громоздкой, а посадка на неё — опасной. Так, во время одной из посадок Юджин Эли разбился, врезавшись в надстройку. В январе 1911 года Глен Кёртисс успешно испытал гидросамолёт, после чего ВМС США переключили усилия на это направление. Посадка гидросамолёта была безопаснее, а для работы с ним достаточно было оборудовать судно краном для спуска самолёта на воду и подъёма его на борт после выполнения полёта. В 1912 году была создана катапульта для запуска гидросамолётов, и в 1916—1917 годах ею были оснащены броненосные крейсера «Норт Кэролайн»[англ.], «Сиэтл»[англ.], «Хантингтон»[англ.] и «Монтана»[англ.]. Использование катапульт было предусмотрено и в проектах новых линейных крейсеров и крейсеров типа «Омаха»[1].