Автомат заряжания


Автомат заряжания — механизм артиллерийских орудий среднего и крупного калибров, производящий перезаряжание, удаление стреляных гильз, а также загрузку и разгрузку боеприпасов.

Устанавливается обычно в боевых машинах, в том числе танках, БМП, БМД, САУ. Также применяется в артиллерийских установках на кораблях и в крепостных и зенитных орудиях. Использование автомата заряжания облегчает работу расчёта орудия и позволяет сократить численность экипажа; часто также приводит к увеличению скорострельности.

Первые автоматы заряжания были применены на шведском опытном танке Strv m/42DT (1941 г.) и японском прототипе Чи-Ри. На них был применён барабан. Но в механизированной боеукладки размещалась сравнительно малая часть боекомплекта из-за чего заряжающий был необходим.

В серийных танках впервые автоматизация заряжания была применена во французском AMX-13, производившемся в 1950-е годы, а затем — в австрийском Steyr SK 105, выпускавшемся с 1971 года. Однако, автоматы заряжания на этих танках были барабанного типа и состояли из двух барабанов, содержавших лишь по 6 выстрелов каждый, перезарядка барабанов требовала выхода из боя. Кроме того, специфика «качающейся башни», применённой на этих танках, резко упрощала конструкцию автомата (так как орудие оставалось неподвижным по отношению к автомату).

Опытный прототип полностью автоматического танкового автомата заряжания был разработан Рок-Айлендским арсеналом и изготовлен корпорацией AAI Corp. в 1969 году. Он обеспечивал до восьми выстрелов в минуту и позволял производить заряжание одновременно с наводкой пушки в обеих плоскостях; был сопряжён с системой стабилизации пушки[4].

Исследователи считают, что полноценные танковые автоматы заряжания впервые были внедрены советскими конструкторами в 1972 году (Т-64)[5], другие страны вскоре после этого использовали автоматы заряжания в своих серийных танках (например, французский Леклерк, японский Тип 90) или экспериментальных образцах (американский MBT-70)[5].