Агава (дочь Кадма)


Агава (др.-греч. Ἀγαύη «прославленная») — персонаж древнегреческой мифологии из фиванского цикла, дочь Кадма и Гармонии, мать Пенфея. Она отказалась признавать своего племянника Диониса богом, и тот в наказание наслал на неё временное безумие: Агава приняла участие в растерзании собственного сына. Этот миф стал сюжетной основой трагедии Еврипида «Вакханки», очень популярной в античную эпоху.

Агава была одной из дочерей Кадма, основателя и первого царя города Фивы в Беотии. По отцу она приходилась правнучкой Посейдону, по матери, Гармонии, — внучкой Аресу. Её братом был Полидор, сёстрами — Семела, Ино и Автоноя[1]. Кадм выдал Агаву за Эхиона, одного из спартов (людей, родившихся из брошенных в землю драконьих зубов). В этом браке родился Пенфей, который стал царём Фив после смерти деда[2].

Сестра Агавы Семела стала возлюбленной Зевса и матерью Диониса. Агава, как и две оставшиеся сестры, не поверила в божественное происхождение этого ребёнка: она утверждала, что Семела лгала о своей связи с Зевсом и что именно эта ложь стала причиной её гибели. Дионис, когда стал взрослым, отомстил своей тётке. Он вверг Агаву и других фиванских женщин во временное безумие, заставив их оставить свои дома и предаваться оргиям на склонах горы Киферон. Пенфей последовал за вакханками, чтобы увидеть оргию своими глазами; те его заметили, приняли за львёнка и разорвали на куски. Агава приняла в этом участие[3]. Она насадила голову сына на тирс и с ликованием понесла её в Фивы, только в городе поняв, что произошло на самом деле[4]. О дальнейших событиях пишет только один античный автор, Гигин[5]: по его данным, Агава бежала из Фив и оказалась в Иллирии у царя Ликотерса[6], который на ней женился. Позже она убила мужа, чтобы его царство досталось Кадму (по этой версии мифа отец Агавы был тогда ещё жив)[7][2].

По версии Оппиана, сёстры Семелы, включая Агаву, были кормилицами Диониса и после растерзания Пенфея превратились в леопардов, которые именно поэтому любят вино[8][2].

Миф об Агаве и Пенфее стал сюжетной основой для ряда античных пьес. Это трагедии «Пенфей» Феспида, Эсхила[9], Ликофрона[5], Иофонта; «Вакханки» Еврипида, Клеофонта[en], Иофонта, Ксенокла[10]. Текст пьесы Еврипида сохранился. Та её сцена, в которой Агава понимает, что разорвала на куски собственного сына, пользовалась огромной популярностью у античных зрителей[4]. Этот сюжет использовали и художники; Агава с головой Пенфея была изображена на монетах города Амастрида[2].