Азартная игра


Аза́ртная игра́ (фр. jeu de hasard, букв. «игра случая»; до революции в России писали «азардная игра», от архаизма азардовать «рисковать») — игра с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит от случая, а не от знаний или навыков играющих, и при этом главный интерес направлен не на процесс игры, а на её исход — получение выигрыша[1].

Хотя исход каждой отдельной азартной игры зависит от случайности, результаты продолжительной серии игр подчиняются определённым статистическим закономерностям[1]. Содержатели рулеток и иных игорных домов при продолжительной игре всегда остаются в выигрыше даже в том случае, если игра никаким обманом не сопровождается. Это определяется самими условиями игры. Например, в рулетке красное или чёрное имеет шанс выпадения менее 50 %, поскольку на колесе имеется от одного до трёх зелёных секторов 0 (зеро).

Определение условий, при которых игра «справедлива» или «безобидна», то есть даёт всем сторонам совершенно одинаковые шансы на выигрыш, равно как и условий, обеспечивающих при проведении игры в большом числе повторений определённый выигрыш одной стороне, составляет предмет математического исследования, относящегося к области теории вероятностей[1].

В Древней Индии, как и во всём мире, была известна игра в кости. Собрание ведийских гимнов «Риг-веда» содержит поэму «Жалобы игрока», которая предостерегает от увлечения азартными играми: «Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени её высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!». В книге «Бхавишья-пурана» есть рассказ, связанный с азартными играми: некий принц лишился всего, в том числе собственной жены, играя в кости. Эпос «Махабхарата» азартной называет игру в кости, которую тем не менее описывает достаточно подробно.

Имеются данные о страсти к азартной игре в кости у древних греков, особенно коринфян. Только в Спарте азартная игра была совершенно изгнана[2]. Азартные игры также упоминаются в мифологии Древней Греции. Согласно греческой легенде, Паламедей предложил игру в кости, чтобы развлечь греческих солдат, скучавших в ожидании при осаде Трои. Греческий биограф Плутарх упоминает о персидской царице Парисатис[уточнить], страстной поклоннице игры в кости.