Азербайджанский театр


Азербайджанский театр (азерб. Azərbaycan teatrı) — театральное искусство азербайджанского народа[1].

Истоки азербайджанского театрального искусства лежат в древнейших народных празднествах и плясках[1][2].

Элементы театрального действия присутствуют во многих видах азербайджанского народного творчества — в играх («гизлянпач» — прятки, «кесалдыгач» — игра в поло), игровых песнях («кэпэнэк» — мотылёк, «бэновшэ» — фиалка), в свадебных обрядахнишан» — обручение, «дуахгапма» — снятие вуали с лица невесты, «той» — свадьба), календарных празднествах («новруз» — наступление весны, «кэв-сэдж» — подготовка к зиме)[3].

К первичным формам театральных представлений относят коллективный мужской танец «яллы», выступления скоморохов, кяндирбазов (канатоходцев), мухрадуздов и мухребазов, представления дервишей, «заклинателей» змей. Важную роль в становлении народного театра Азербайджана сыграли широко известные в народе театрализованные сцены «Коса-коса», «Каравелли», «Шах Селим», «Кечал пехлеван» («Лысый богатырь»), «Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Марал оюну» («Оленья игра»), «Деве оюну» («Верблюжья игра»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Хан-хан» («Повелитель — судья»), «Тапдыг чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат лентяй»).

В средние века широкое распространение получает религиозно-мистериальный театр. К таким представлениям относится театрализованный обряд «Шабих», который проводился обычно в траурный Мухаррам.

Одним из популярных традиционных азербайджанских театров является килим-арасы («из-за ковра»), где разыгрываются сатирические сказки и анекдоты. Кукольник устраивается под ковром (килимом), свёрнутым особым способом и поддерживаемым двумя помощниками так, чтобы кукольника не было видно. Используются перчаточные и пальцевые куклы, причём для удобства они могут насаживаться на привязанные к пальцам исполнителя палочки размером с карандаш. Куклы также могут привязываться к коленям исполнителя (иногда по две куклы на колено). Представления проводятся под аккомпанемент музыкантов[4].