Айдерканал


А́йдерканал[1] (Шлезвиг-Гольштейнский канал[2], устар. Эйдерский канал[3]; нем. Eiderkanal, дат. Ejderkanalen, лат. Egdor/Egdore canalis) — искусственный водный путь в Южной Дании (позже Северная Германия), который соединял Северное море с Балтийским морем посредством рек Айдер и Лефензау. Построенный между 1777 и 1784 годами, Айдер канал был предназначен для создания пути для кораблей, входящих и выходящих из Балтики, который был бы короче и меньше подвержен штормам, чем при навигации вокруг Ютландского полуострова. В 1880-х годах канал был заменен расширенным Кильским каналом, который включает в себя некоторые участки водотока из Айдерканала[4].

Водоток канала шел по границе между герцогствами Шлезвиг и Гольштейн, и с момента своей постройки он был известен как «Шлезвиг-Гольштейнский канал». После Первой войны за Шлезвиг датское правительство переименовало водный путь в «канал Эйдера», чтобы противостоять немецкой националистической идее Шлезвиг-Гольштейна как единого политического образования; но, когда регион перешел под прусский контроль после Второй Войны за Шлезвиг, название вернулось к старому «Шлезвиг-Гольштейнский канал». В современной историографии канал называют по любому наименованию.[2]

Уже в 1571 году герцог Адольф I Голштейн-Готторпский предложил построить искусственный водный путь через Шлезвиг-Гольштейн, соединив на восток изгиб реки Айдер (Эйдер) с Балтийским морем, чтобы конкурировать с близлежащим для торговых судов каналом Штекниц .[5] В то время герцог Гольштейн-Готторпский был вассалом Королевства Дании, но герцоги Шлезвиг-Гольштейн были постоянными врагами своих датских сюзеренов, и политическая фрагментация региона и продолжающийся конфликт из-за его законного правления представляли собой непреодолимое препятствие для такого масштабного проекта.[6] Перспектива постройки канала была снова поднята при короле Кристиане IV и герцоге Фридрихе III.[7]