Айдукевич, Казимеж


Казимеж (Казимир) Айдукевич (польск. Kazimierz Ajdukiewicz; 12 декабря 1890, Тернополь, Румыния, ныне Украина — 12 апреля 1963, Варшава, Польша) — польский логик и философ.

Казимеж Айдукевич родился 12 декабря 1890 года в Тарнополе (современный Тернополь; город тогда находился на территории Австро-Венгрии) в семье чиновника Бронислава Айдукевича (польск. Bronisław Ajdukiewicz) и Магдалены Гартнер (польск. Magdalena Gartner). Окончил начальную школу в Кракове и гимназию во Львове. В 1908 году поступил во Львовский университет, где изучал философию у Казимира Твардовского, логику у Яна Лукасевича и математику у Вацлава Серпинского. В 1912 году защитил диссертацию «Об априоризме пространства у Канта применительно к генезису понятия пространства», написанную под руководством Твардовского, и получил степень доктора философии; продолжил образование в Гёттингенском университете, где слушал лекции Э. Гуссерля, А. Рейнаха[en], Л. Нельсона и Д. Гильберта[5][6].

После начала Первой мировой войны Айдукевич был призван в австро-венгерскую армию и воевал на итальянском фронте. В 1918 году, после образования независимого Польского государства, вступил в польскую армию. В 1920 году женился на Марии, дочери Казимира Твардовского (позднее у них родились сын и дочь). Демобилизовался в конце 1920 года в чине капитана артиллерии[5][6].

В 1922—1925 годах — доцент Львовского университета[5]. В 1925—1939 годах был профессором Варшавского и Львовского университетов[7].

После окончания Второй мировой войны Айдукевич занял кафедру методологии и теории науки (позднее переименованную в кафедру логики) в Познанском университете (в 1948—1952 годах работал ректором этого университета). C 1953 года — главный редактор журнала «Studia logica». В 1955 году переехал в Варшаву, где работал профессором логики Варшавского университета и одновременно возглавлял сектор логики в Институте философии и социологии[pl] Польской академии наук[6][7].

В 1920—1930-х гг. принадлежал к Львовско-варшавской школе. Разрабатывал логико-семантическую концепцию значения, согласно которой значение и смысл термина определяются способом его употребления в определённой концептуальной системе. Отождествив научную теорию с замкнутой в логико-семантическом отношении системой понятий, Айдукевич пришёл к так называемому радикальному конвенционализму. Айдукевич считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а также правила логического вывода и эмпирической интерпретации научных предложений основаны на конвенциях. Рисуемая теорией «картина реальности», по мысли Айдукевича, целиком зависит от системы понятий и меняется при переходе от одной системы к другой. Теоретические системы, согласно этой концепции, «взаимонепереводимы», поскольку не существует нейтрального (т. e. независимого от понятийного аппарата теории) языка чувственных данных как основы для перевода.