Акбари-Сарай


Акбари-Сарай (урду اکبری سرائے) — крупный караван-сарай («сарай»), расположенный в Шахдаре Багхе в Лахоре (Пенджаб, Пакистан). Построенный в 1637 году он первоначально предназначался для путешественников, а также для смотрителей мавзолея Джахангира[1]. Караван-сарай наиболее примечателен тем, что является наиболее хорошо сохранившимся примером сооружений подобного типа в Пакистане[2], а также славится своими большими воротами, богато украшенными флорентийской мозаикой, которые служат выходом к гробнице Джахангира.

Название сооружения можно перевести как «дворец Акбара». Абдула Хамида Лахори, придворный историк падишаха Шах-Джахана и автор падшахнамы, упоминает его как Джилу Хана-и-Рауза, что означает «пристроенный к гробнице двор»[1].

Четырёхугольный участок Акбари-Сарая расположен в середине расстояния между мавзолеем Джахангира, лежащим к востоку от него, и гробницей Асаф-хана, находящейся к западу.

Несмотря на своё название, Акбари-Сарай был построен во время правления Ислам-шаха в середине 1550-х годов, а не при падишахе Акбаре I Великом[3]. Мечеть в караван-сарае датируется периодом Суридов, хотя комнаты для гостей, выстроенные вдоль комплекса[2], и его ворота относятся ко времени правления Шах-Джахана в середине 1600-х годов[3].

Акбари-Сарай служил как пристанище для путников, так и как почтовая станция, известная как дак човки[2]. Он управлялся чиновником, известным как шахана с несколькими помощниками-смотрителями[2]. Корм для животных, горячая и холодная вода, постельные принадлежности предоставлялись гостям бесплатно[2]. При караван-сарае был врач, а также местный пекарь[2]. Колодец с водой располагался за пределами его стен. Как и во многих караван-сараях у его ворот мог располагаться небольшой базар[2].

Махараджа Ранджит Сингх превратил Акбари-Сарай в кантонмент для одного из своих иностранных военачальников, Мусы Фаранги, который поселился в нём со своим отрядом. Караван-сарай серьёзно пострадал в эпоху британского владычества, когда он использовался в качестве железнодорожного депо после появления близлежащей железнодорожной линии.[4].