Аккордовая последовательность


Акко́рдовая после́довательность или гармони́ческая последо́вательность — организованная на основе гармонической логики последовательность музыкальных аккордов. Аккордовая последовательность — это основа гармонии западной музыкальной традиции, начиная от эры общей практики классической музыки до XXI века. В результате формирования к XVI веку системы октавных гармонических ладов, гармонические обороты, на которых основана большая часть аккордовых последовательностей (см. Автентический оборот, Плагальный оборот), стали основой западной эстрадной и академической музыки.

В классической музыкальной теории аккордовая последовательность обычно выражается римской нотацией, например: I – Vl6 – ll2 – V65 – I.

В то же время, по правилам эстрадно-джазовой цифровки, где аккорд обозначается звуком, содержащим его основной тон, и наклонением, вышеприведённая гармоническая последовательность в тональности До-мажор будет записана как C–Am–Dm–G.

В рок-музыке и блюзе музыканты также часто используют для аккордовой прогрессии римские цифры, так как это облегчает транспонирование песни. К примеру, рок и блюз музыканты часто представляют 12-тактовую блюзовую прогрессию, как состоящую из I, IV и V аккордов. Таким образом, простая версия этой прогрессии может быть выражена как I–I–I–I, IV–IV–I–I, V–V–I–I. За счёт того, что эта блюзовая прогрессия пишется римскими цифрами, бэнд-лидер может сказать аккомпанирующей или ритм-группе играть аккордовую последовательность в любой тональности. К примеру, если бэнд-лидер попросил группу сыграть эту аккордовую последовательность в До-мажоре, аккорды будет следующими: C–C–C–C, F–F–C–C, G–G–C–C; если же он захотел, чтобы песня была в Соль-мажоре, аккорды будут такими: G–G–G–G, C–C–G–G, D–D–G–G; и т. д.

Сложность аккордовых прогрессий меняется в зависимости от жанра и исторического периода. Некоторые поп и рок песни с 1980-х по 2010-е имеют довольно простые аккордовые прогрессии. В фанк-музыке делается упор на грув и ритм, поэтому многие фанк-песни могут быть основаны на одном аккорде. Некоторые джаз-фанк песни основаны на двух-, трёх- или четырёх- импровизированных аккордах. Некоторые панк и хардкор-панк песни используют только один аккорд. С другой стороны, бибоп джаз песни имеют 32-тактовую форму, где один или два аккорда меняются каждый такт.

Аккорд может быть построен на любой ступени звукоряда, следовательно, семиступенная гамма создаёт семь базовых аккордов (для гаммы этой тональности), каждая ступень гаммы становится основой своего собственного аккорда[1]. Аккорд, построенный на звуке ля — это ля аккорд определённого типа (мажорный/минорный/уменьшённый и т. д.). Функция гармонии, любого аккорда, зависит от контекста аккордовой прогрессии, в которой он находится.[2] (См. Теория функций)