Акрота


Акрота (лат. Acrota) — персонаж древнеримской мифологии. Сын царя Альба-Лонги Тиберина Сильвия и младший брат Ромула Сильвия. Отказался от титула царя в пользу племянника — Авентина Сильвия. Эпоним Капитолийской цитадели.

Согласно преданию, Альба-Лонга была основана Асканием как колония Лавиния. Город был столицей Латинского союза и важным религиозным центром. Альбой-Лонгой правили цари из рода Сильвиев, потомки брата или сына Аскания. Из этой династии, по материнской линии, происходили близнецы Ромул и Рем — основатели Рима[1]. Французский историк XVIII века Луи де Бофор[англ.] первым высказал мнение об искусственности списка. Эта гипотеза была поддержана последующими учёными и остаётся общепризнанной. Считается, что список служил для заполнения трёхсотлетней лакуны между падением Трои и основанием Рима. Археологические открытия XX века позволяют судить, что список был сформирован Квинтом Фабием Пиктором или кем-то из его предшественников. По мнению антиковеда Александра Грандаззи[англ.], первоначальный список был создан в середине IV века до н. э.[2]

Акрота в римской мифологии был потомком Энея и сыном девятого царя Альба-Лонги, Тиберина Сильвия. Его отец утонул в реке Альбе и стал богом реки, которая стала называться по его имени Тибром. После того как Юпитер покарал за дерзость царя Ромула Сильвия, ему должен был наследовать его младший брат — Акрота. Однако, он уступил власть племяннику — Авентину Сильвию. Из источников упоминается только в «Метаморфозах» Овидия и «Первом Ватиканском мифографе». В другой поэме Овидия — «Фастах» Акрота не упоминается[3][4][2].

Исследователь Александр Грандаззи указывал на схожесть имени Акроты на имя царя Ценины — Акрона, с которым связано появление трофея Spolia opima. По мнению исследователя, это может указывать на позднее возникновение образа Акроты и что он мог быть основан на образе сабинского царя[2].

Также Грандаззи отмечал, что в трудах, где упоминается Акрота, отсутствует царь Агриппа Сильвий — сын Тиберина и отец Ромула Сильвия. Таким образом, в вариантах с Акротой, исчезало одно поколение альбанских царей, а у Тиберина вместо одного сына — Агриппы, присутствуют двое других — Ромул и Акрота. Также, Аппиан в «Римской истории» вместо Агриппы называет царя Агропой. По мнению Грандаззи, если это имя не обычная ошибка, то оно должно указывать на слияние персонажей. Исследователь считал, что сами персонажи не являются простой заменой друг друга[5][2].