Богомазов, Александр Константинович


Александр Константинович Богомазов (14 [26] марта 1880[1], Янков Рог, Ахтырский уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 3 июня 1930[2][1], Киев) — украинский художник[4][5][6], видный представитель и теоретик украинского[en] и мирового художественного авангарда[6], преподаватель живописи. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо»[7][8]. В своём творчестве он прошёл несколько периодов, самыми заметным из которых стали кубофутуризм (1913—1917) и авангардизм (1920—1930)[9]. Теоретическое наследие художника включает в себя статьи, аналитические схемы экспериментального характера, рабочие педагогические программы, центральное место в нём занимает труд «Живопись и элементы» (1914)[10].

Александр Богомазов родился 14 (26) марта 1880 года в селе Янков Рог Харьковской губернии (по другим данным — в селе Ямполь Черниговской губернии)[11][12] вторым ребёнком в семье Константина и Анисии Богомазовых. С 1896 по 1902 год он учился в Херсонском земском сельскохозяйственном училище. В 1902 году Богомазов, против воли отца, поступил в Киевское художественное училище, где тесно общался с Александром Архипенко и Александрой Экстер. В 1905 году, за участие в политических демонстрациях и забастовках, он был исключен из училища, после чего поступил на учёбу в частную студию профессора Сергея Свитославского, и уже в 1906 году провёл свою первую выставку в Киеве вместе с Александром Архипенко. В том же году Богомазов переехал в Москву, где учился и работал в мастерских Фёдора Рерберга и Константина Юона.

В 1907 году он вернулся в Киев, став регулярно участвовать в выставках, в том числе в Товариществе русских художников и Обществе независимых художников. В 1908 году Богомазов возобновил учёбу в Киевском художественном училище, начал работу в газете «Киевская мысль», и в том же году принял участие вместе с Давидом Бурлюком, Владимиром Бурлюком, Михаилом Ларионовым в киевской новаторской выставке «Звено».

16 мая 1911 года Богомазов окончил Киевское художественное училище, и год спустя отправился в Великое княжество Финляндское в качестве корреспондента «Киевская мысль». Там он написал серию пейзажных этюдов, в которых изобразил обобщенно-романтизированный образ финской природы, и большинство из этих работ были опубликованы в «Киевской мысли». Через год после этой поездки Богомазов женился на художнице Ванде Витольдовне Монастырской, своей однокурснице по Киевскому художественному училищу, с которой к этому времени уже был близок пять лет[13].