Тансман, Александр


Александр Тансман (пол. Aleksander Tansman, первоначально Танцман; 30 мая (12 июня) 1897, Лодзь, Российская империя — 15 ноября 1986, Париж) — польский и французский композитор, пианист и педагог.

Из состоятельной еврейской семьи из Пинска. Его отец Мойше Танцман (1868—1908) умер когда Александру было 10 лет и он со старшей сестрой Терезой (1895) воспитывался матерью — Ханой Львовной Танцман (урождённой Гурвич, 1872—1935)[5][6].

Учился в Лодзинской консерватории, с 1915 г. играл в городском симфоническом оркестре, который 21 мая 1916 года исполнил премьеру его первого оркестрового сочинения, Серенады (дирижёр Тадеуш Мазуркевич). Потом учился в Варшаве, параллельно с занятиями музыкой (педагог по композиции — Генрик Мельцер) изучал право в Варшавском университете. С 1920 года жил в Париже, за исключением военных лет (1941—1946), которые он провёл в США.

После оккупации Парижа в 1940 году бежал с семьёй в Ниццу, где жил в укрытии до получения американской визы в следующем году. Дружил с Равелем, Прокофьевым, Андресом Сеговией, позднее — со Стравинским (написал содержательную монографию о нём, 1949). Выступал как пианист-виртуоз и дирижёр, широко и с успехом концертировал во многих странах мира.

Первая жена (с 1924 года) — танцовщица из Румынии Анна Элеонора Брочинер (1904—1986). Вторая жена (c 1937 года) — французская пианистка Колетт Крас.

Для позднего периода творчества Тансмана характерно объединение особенностей музыки различных французских композиторов, не попавших под влияние А. Шёнберга и его последователей, яркая инструментовка, красочная гармония, а также использование элементов джаза. В некоторых работах Тансман сочетает приемы политональной музыки и атональной музыки с мелодикой польского фольклора, использует традиционные польские танцевальные формы.[7] Порвал с традициями неоромантизма, придя к неоклассицизму, близкому к поискам Стравинского, Хиндемита, Пуленка, Казеллы. В послевоенные годы всё больше использовал еврейские элементы как в инструментальных, так и в особенности вокальных сочинениях[8]. Работал в кино, сотрудничая с Ж. Эпштейном, Ж. Дювивье и др. Писал джазовую музыку.