Алексеевская (станция метро, Москва)


«Алексе́евская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «ВДНХ» и «Рижская». Открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира») — «ВСХВ» (ныне «ВДНХ»).

Станция открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира») — «ВСХВ» (ныне «ВДНХ»), после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 47 станций. На перспективных схемах метро 1954 и 1957 годов, где были изображены проектируемые и строящиеся станции, была указана как «Алексеевская»[4][5]. В начале 1958 года станция стала обозначаться на схеме как «Щербаковская», но перед самым открытием она сменила название на «Мир». Такое необычное название станция получила в честь развернувшегося движения за мир, лозунг которого был задействован в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего за год до этого. 20 июня 1966 года[2] станция была переименована в «Щербаковскую», в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А. С. Щербакова. Осенью 1990 года в поездах появилась схема линий, где вместо «Щербаковской» было указано название «Ново-Алексеевская», но такого названия станция никогда не носила. Современное название станция получила 5 ноября 1990 года, в память о селе Алексеевское на древней Ярославской дороге, известного под Москвой с конца XIV века.

На мемориальной станционной табличке, установленной возле эскалаторного наклона в 2010 году, последнее переименование ошибочно датировано 1991 годом.

Имеется один выход в город, расположенный на проспекте Мира и оформленный в виде ротонды. Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором. Интересен тот факт, что наклонный ход для эскалаторов на станции возводили снизу вверх (первый известный случай применения подобной технологии в России).

Планируется замена эскалаторов, потребующая закрытия станции примерно на год. Вместо трёх эскалаторов пассажирам станет доступно четыре[6].

«Алексеевская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 51 метр) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов С. М. Кравца и Ю. А. Колесниковой. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов. Конструктивно аналогична станциям «Проспект Мира», «ВДНХ», «Рижская», «Фрунзенская» и «Университет». Поперечное сечение пилонов уменьшено.