Алексеевский монастырь (Углич)


Алексе́евский монасты́рь — православный монастырь в Угличе у Каменного ручья на горе, которая в древности называлась «Огнева». Монастырь основан в 1371 году иноком Адрианом по инициативе митрополита Алексия с согласия московского князя Дмитрия Донского. В настоящее время — женский монастырь Русской православной церкви.

До момента основания монастыря на его месте находилась кереметь — языческое святилище, оставшееся ещё с дославянских времён[1].

Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, один из первых каменных храмов вне стен кремля. В XIX веке он был перестроен, в советское время здание превращено в картинную галерею[⇨]. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов, которые в итоге истребили всех иноков.

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь стал третьеклассным[2]. В 1898 и 1901 годах в монастыре были выстроены две каменные часовни[2]. Монастырю принадлежало 216 десятин и 803 квадратных сажени земли в Угличском и Мышкинском уездах и 79081 рубль капитала[2].

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — выдающийся памятник древнерусского зодчества XVII века, построен в 1628 году. Здание удивляет как своим совершенством, так и оригинальной, необычной схемой построения. Храмовая часть здания завершается тремя шатровыми главами, образующими как бы трезубую корону. Устремленные вверх шатры здания, расположенного на возвышенности, придают зданию изящность и легкость.