Кереметь


Кереме́ть, киреме́ть (от араб. کرامة‎ «карамат») — термин в традиционной вере народов Поволжья, которым могло обозначаться священное место поклонения духам предков, священная роща, в современной поэзии — некое божество.

Самая распространённая версия происхождения, связывается с исламским термином «карамат», используемый для названия чудотворений, происходящих с праведными мусульманами или совершаемых ими. У капских малайцев караматом называется место захоронения мусульманского святого[1].

Ещё Д. Мессарош связывал возникновение названия «кереметь» с культом мусульманских святых, и хоть предположительно, но замечал, что вероятно возникновение названия могло быть связано с принятием ислама в Поволжье (сначала в Волжской Булгарии, а затем и в золото-ордынский период)[2]. Ряд исследователей проводит параллели с древним названием духа или божества некоторых народов Евразии. Так, например, у алтайцев низшие духи называются кёрмёс, у телеутов существует дух-покровитель дома, именуемый кюрмюш[3]. Есть версии, что слово происходитъ отъ еврейскаго כֱּרֶם (отъ כִּרַם), то есть керемъ отъ карамъ—окружать, огораживать. Керемъ — огородъ; садъ; и ряд других версий: от латинского глагола cremo «жгу, сжигаю» , cremare «жечь, сжигать», то есть процесс сожжения тел. В более широком смысле: «огненное погребение» (хранение умершего, ритуал прощания, сжигание, хранение праха).[источник не указан 570 дней]

У некоторых низовых чувашей Татарстана — Керемет олицетворяет вхождение в вечность (Кӗр — Войди, ӗмӗте — в вечность).

Удмурты имеют собственное название керемети — луд, что в переводе означает «дикий» (находящийся в диком месте).

Если кереметь (чуваш. киреме́т) слово арабского происхождения, то собственно чувашские названия этого святилища: карталлӑ ырӑ, ырлӑх карти, ырсен карти, ырасамай, ҫумӑр карди, кардалуй.