Ричль, Альбрехт


Альбрехт Беньямин Ричль (нем. Albrecht Benjamin Ritschl; 25 марта 1822, Берлин, королевство Пруссия20 марта 1889, Гёттинген, Нижняя Саксония, Германская империя) — немецкий лютеранский теолог и церковный историк, пастор. Один из представителей либеральной протестантской теологии[5].

Родился в Берлине в семье лютеранского пастора и композитора Георга Карла Бенджамина Ричля[en] (1783—1858).

Учился в Бонне, Гейдельберге и Тюбингене. В Галле он попал под гегелевское влияние благодаря учению Юлиуса Шаллера[en] и Иоганна Эрдмана. В 1845 году он стал последователем Тюбингенской школы, но впоследствии отошел от неё, а в своей работе Das Evangelium Marcions und das kanonische Evangelium des Lukas, опубликованным в 1846 году, он утверждал, что Евангелие от Луки основывается на апокрифическом Евангелии от Маркиона[en][6].

Ричль был профессором теологии в Бонне (с 1852) и Гёттингене (с 1864). Его учениками были влиятельные богословы и библеисты Адольф фон Гарнак[8] и Эрнст Трельч[9].

Ричль считал, что религиозная вера должна основываться на истории, в частности, на исторических событиях Нового Завета[11]. Он изучал историю Нового Завета без учета чудесных событий, он верил, что Новый Завет подтверждает божественную миссию Иисуса. Он отвергал такие доктрины, как рождение Иисуса от девственницы и Троицу[12].

Пытаясь защитить христианство от нападок философии позитивизма, Ричль заимствовал неокантианское разделение сфер духа и материи и относил евангельское учение исключительно к первой сфере. Христианство он рассматривал в качестве этапа «общего движения человеческого духа», а в Библии доказывал приоритет устного характера послания над написанным[14]. Он пытался продемонстрировать, что эпистемология Канта совместима с лютеранством[15].