Американская национальная выставка


Американская национальная выставка, проходившая с 25 июля по 4 сентября 1959 г., представляла собой экспозицию американского искусства, моды, машин, образцов домов и футуристических кухонь. Выставка, проходившая в парке «Сокольники» в Москве, столице Советского Союза, за шесть недель работы привлекла 3 млн посетителей[1][2][3]. Это событие времён Холодной Войны вошло в историю благодаря «Кухонным дебатам» между тогдашним вице-президентом США Ричардом Никсоном и советским премьером Никитой Хрущёвым, которые проходили сначала за моделью кухонного стола, оборудованного компанией General Electric, а затем продолжились в студии телевидения с цветным экраном, где эфир транслировался на обе страны, причём каждый лидер отстаивал достоинства своей системы[4], и разговор «перерос от стиральных машин до ядерной войны»[5].

Но не менее известна и художественная выставка, в которой приняли участие такие известные деятели искусства, как скульпторы Роберт Лоран, Ибрам Лассау и Исаму Ногучи, а также художники Хайман Блум, Джексон Поллок и Эдвард Хоппер, организованная Информационным агентством США (USIA). Перед началом выставки Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee, HUAC) пригрозила удалить многих художников, обвинённых в связях с коммунистической деятельностью. Однако после вмешательства президента Дуайта Д. Эйзенхауэра выставка состоялась[6].

Интерпретация этого события неоднозначна. Одни называют это событие успешным, поскольку оно способствовало налаживанию отношений между обеими странами[7]. Некоторые также отмечают, что в результате этого события был заключён «эпохальный контракт на массовое производство Pepsi в Советском Союзе», что создало новые возможности для бизнеса, а также способствовало улучшению отношений. Однако другие утверждают, что «[год] спустя Кубинский ракетный кризис поставил обе стороны на грань ядерной войны, и отношения начали улучшаться только в 1970-х гг.»[7]. Между тем либеральные критики характеризуют выставку как американскую «пропагандистскую стратегию времён холодной войны»[6].