Анаит


Анаи́т (Анахит) (арм. Անահիտ) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать»[1][2]. Золотая статуя богини стояла в главном храме Ереза (иначе Ерзнка — современный Эрзинджан) на берегу реки Арацани[3].

Согласно Страбону, в I веке до н. э. — I н. э. армяне исповедовали ту же религию, что персы и мидийцы, и особенно почитали Анаит (Анаитида у Страбона)[4]. В Армении культ Анаит начал распространяться в IV в. до нашей эры вслед за его распространением в Малой Азии и Сирии в период правления Артаксеркса II, прозванного Мнемоном[5]. До воцарения династии Сасанидов упоминание святилищ богини Анаит предполагает широкое распространение её культа не только в Иране, но и далеко на запад — в Армении и Вавилоне. Однако при археологических раскопках, которые сравнительно интенсивно проводились в этих районах, не было обнаружено храмов, определённо посвященных богине Анаит за пределами Ирана[6].

Анаит считалась главной богиней в древнеармянском государстве, покровительницей армянских царей[7]. Так царь Трдат I восхвалял «благородную Госпожу Анаит, мать знаний, дочь великого и всемогущего Арамазда»[8]. Золотые статуи, посвященные Анаит, находились в храмах по всей Армении[9]. В Сатале была обнаружена изготовленная из бронзы голова, напоминающая греческую Афродиту, которую считают принадлежащей статуе Анаит. Согласно одному из старинных источников некоторые статуи Анаит в Армении были изготовлены греческими мастерами[10]. После принятия христианства в Армении при царе Трдате III все изображения Анаит по всей Армении были уничтожены[11].

Согласно энциклопедии «Ираника», культ персидской богини Ардвисуры Анахиты[12] распространился в Армении в I веке до н. э. — III н. э. в период распространения в Армении зороастризма и эллинистической культуры[13].

Возникновение культа Анаит в Армении — результат слияния в ахеменидский период иранской богини с местным культом Великой матери. Функции Анаит имели общие черты с функциями Ма и Кибелы, Иштар и Астарты, Афродиты и Артемиды и других Великих матерей. Она была наиболее почитаемой богиней армянского пантеона, по степени популярности её можно сопоставить, пожалуй, лишь с Митрой. В эллинистическую и особенно в римскую эпоху сложились наиболее благоприятные условия для культурных общностей и синкретизации богов. Анаит, в частности, сопоставлялась с Артемидой, Нане. Афродитой, Афиной, Ма, Кибелой, Тюхе, Никой и др. Это явление чётче проявляется начиная с I в. до н. э., когда из Малой Азии и других стран были привезены в Армению и установлены в храмах статуи греческих божеств[14].