Ангелопулос, Ликург


Лику́рг Ангело́пулос (греч. Λυκούργος Αγγελόπουλος, англ. Lycourgos Angelopulos; 21 сентября 1941, Пиргос — 18 мая 2014, Афины) — греческий музыкант (хормейстер, певчий), музыковед и преподаватель. Всемирно известный исполнитель и пропагандист византийского церковного пения. Архонт-протопсалт (главный церковный певчий) Константинопольской архиепископии.

Обучался в Афинах на юридическом факультете университета[3], изучал византийскую музыку у музыковеда и источниковеда Симона Караса. В 1977 организовал и возглавил «Греческий византийский хор» (греч. Ελληνική Βυζαντινή Χορωδία), основу репертуара которого составили реконструкции византийской церковной музыки. С этим хором Ангелопулос гастролировал по всему миру (в 2011 — гастроли в Санкт-Петербурге и Москве), участвовал в международных музыкальных фестивалях (в том числе в церкви святой Ирины в Стамбуле), записывал диски. С 1985 сотрудничал с французским музыкантом-исследователем М.Пересом, выступал как солист на записях западной церковной монодии совместно с ансамблем «Органум» (староримский распев, беневентанский распев и т. д.).

Преподавал византийское пение в Консерватории Ф. Накаса и Консерватории Н. Скалкотаса (обе в Афинах); директор «Византийских школ музыки» в трёх регионах Греции. С 1982 — протопсалт афинской церкви св. Ирины. В 1994 удостоен почётного титула «архонта-протопсалта» Константинопольской архиепископии. Имеет правительственные награды, в том числе Серебряный крест ордена Феникса (2004).

Ангелопулос — автор исследований по истории и теории греческого православного пения, статей и брошюр о мелургах Иоанне Кукузеле, Петре Лампадарии, Мануиле Гута (расцвет творчества ок. 1700, Солунь) и других византийских музыкантах. В практической интерпретации (особенно ритм, микротоновая орнаментика, исон) памятников поздневизантийской нотации опирался на метод своего учителя С.Караса[4]. Интерпретация памятников византийской монодии Караса (и его последователя Ангелопулоса) не является общепризнанной и неоднократно становилась объектом критики со стороны коллег — певчих («псалтов») и музыковедов[5].