Исон


Исо́н (греч. ίσον, от др.-греч. ἴσος — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный) — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Греко-византийский исон — типологическая разновидность бурдона.

Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные певцы поют в унисон мелодию распева. Исонное двухголосие может считаться первой ступенью к полифоническому пению в Восточной церкви.

По-гречески ударение падает на первый слог (и́сон), но в российской практике закрепилось ударение на втором слоге (исо́н)[1]. Встречающееся неправильное написание «иссон» можно объяснить тем, что в этом слове часть греческого корня «-сон» ассоциируется с корнем «son» (лат. sonus — звук) в словах латинского происхождения[2]. То, что в научной литературе и в церковно-певческом обиходе именуется словом «исон» (англ. ison, болг. исо), по-гречески иногда именуется синтетическим термином «исокра́тима» (греч. ισοκράτημα) — от греч. ίσον и греч. κρατέω удерживать (напр., власть), отсюда «исократима» — выдерживание / удержание исона[3]. Вместе с термином «исон» используется термин «оксия» для обозначения верхнего голоса (мелодии) распева.

Первоначально служил для удержания лада или гласа певчим, который исполнял мелодию распева свободно, то есть иногда отступая от используемой им певческой книги (этот вид орнаментированного сольного исполнения базовой мелодии в теории музыки называется «контролируемой импровизацией»).

Пение с исоном распространено в православных сербских, греческих, македонских, болгарских храмах. Вместе с тем, оно не характерно для древнерусской церковной монодии, так называемого знаменного распева[4]. В современной практике исон используется в качестве компромисса между знаменным распевом и ставшим уже привычным в Русской православной церкви партесным пением. Исон создаёт молитвенную атмосферу, свойственную монастырям греческого Востока.

Реконструкции исона в греческой православной музыке (и некоторых локальных традиций церковной монодии католиков) основаны на косвенных свидетельствах и догадках, поскольку в рукописях греков до XIX века исон традиционно не нотировался (не выписывался). Древнейшее косвенное свидетельство использования исона у греков принадлежит немецкому путешественнику Мартину Крузиусу и датировано 1584 годом[5]. Вывод о том, что пение с исоном присутствовало уже в (более ранние) византийские времена, Л. Ангелопулос делает на основании упоминания в византийских рукописях неких «носителей/держателей» (ед.ч. греч. βαστακτικής) — хористов, на которых, как он считает, было возложена задача «держать» исон.