Староримский распев


Староримский распев, староримское пение (фр. chant vieux-romain, англ. old Roman chant) — региональная традиция церковной монодии католиков, которая существовала в Средние века в Риме, прежде чем была вытеснена григорианским пением.

Согласно гипотезе Хельмута Хукке (Hucke), Вилли Апеля и Роберта Сноу (Snow), разделяемой ныне большинством медиевистов, староримский распев, возникший около 750 г. в Риме, был экспортирован на север в империю франков во времена Каролингов. Далее на протяжении более двухсот лет он претерпел значительные видоизменения, в том числе благодаря существовавшей на местах традиции галликанского пения (от которой ничего не сохранилось) и, наконец, приобрёл вид стабильной традиции, известной доныне как григорианский распев. С XI века начался импорт обновлённого франкского распева в Рим, который постепенно признал его за «международный стандарт» богослужебной музыки. Окончательное подавление локальной традиции произошло в Риме при папе Николае III (понтификат 1277-80 гг.). Григорианское пение восторжествовало, а местные нотные рукописи были уничтожены.

О специфике староримского распева ныне можно судить лишь по пяти сохранившимся манускриптам XI-XIII веков — трём градуалам и двум антифонариям. Древнейший градуал (точно датирован, 1071) хранится в Бодмеровской библиотеке (CH-CObodmer Cod. 74), три — в Апостольской библиотеке Ватикана (градуалы I-Rvat lat.5319[1] и I-Rvat S Pietro F 22, антифонарий I-Rvat S Pietro B 79) и ещё один антифонарий — в Британской библиотеке (GB-Lbl Add.29988).

Притом что литургический репертуар староримской традиции и григорианского мейнстрима схож (жанры и формы, а также литургическое распределение распевов в суточном круге богослужения), в технике музыкальной композиции есть некоторые черты, которые позволяют говорить об оригинальности староримского распева. Наиболее очевидно различие в вокализации молитвословного текста — песнопения староримской традиции мелодически более развиты, чем их северные аналоги, и представляют яркие образцы распева мелизматического типа. Это подчёркнуто пышное орнаментирование характерно для всех жанров (форм) песнопений — не только мессы, но и оффиция (см. нотный пример).