Ангельская иерархия


Ангельская иерархия в ангелологии — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов. Ангельская иерархия в иудаизме, христианстве и исламе имеет сходства, но и существенные отличия.

Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить со времён так называемого вавилонского пленения. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).

Свои иерархии постбиблейские еврейские богословы строили уже на обширных сведениях, изложенных в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:

Маймонид в «Мишне Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего[1][2][3][4]:

«Зоар» (Комм. на Книгу Исход, 43) вводит категории «таршишим» и «шинанним» и использует иной порядок иерархии[4]:

Авраам бен Исаак из Гранады (XIV век) в своём труде «Брит Менуха[ивр.]» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оценённом каббалистом Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком: