Ангелология


Ангелоло́гия (др.-греч. ἄγγελοςа́нгелос») — вестник, посланец → ангел + др.-греч. λόγοςлогос») → греч. ~λογία наука) — учение об ангелах[1][2]. Предметом ангелологии как богословской дисциплины является происхождение и природа ангелов, их место и роль в составе небесного воинства, ангельская иерархия и т. п. Во взаимосвязи с богословской, в том числе христианской демонологией, осмысливает историю ангельского мира.

Является методологической основой в разработке соответствующих разделов в гимнографии и иконографии, затрагивающих практические аспекты почитания ангелов в богослужении[1].

На начальных этапах священной истории (Библии) часто невозможно однозначно отличить теофанию (Богоявление) от ангелофании (явления ангелов). Этимологически ангел есть «вестник», но весть может быть передана и формой особого явления Господа. Так, эпизод посещения Авраама тремя странниками (Быт. 18) святители Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий и блаженный Августин трактуют как явление Святой Троицы. Со своей стороны, святой Иустин Философ, Тертуллиан, святой Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский и святитель Иоанн Златоуст усматривают в этих образах явление Господа (Второго Лица Святой Троицы) с двумя ангелами. Упоминания об ангелах редки в ветхозаветную эпоху, но учащаются по мере нарастания мессианских ожиданий в позднейшие ветхозаветные времена[1].

На род служения ангелов указывает их название (ἄγγελος), то есть вестник. Согласно посланию к Евреям, ангелы — это «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Согласно Ветхому Завету, они славословят Бога, являются по Его повелению для помощи людям или для их наказания, приносят Богу их молитвы, объявляют судьбы народу. В Новом Завете явления ангелов сопровождают многие события: благовестие Захарии и Деве Марии архангелом Гавриилом (Лк. 1:19, 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк. 2:9—14), помогают Иисусу Христу в Его молении о Чаше (Лк. 22:43), возвещают об Его Воскресении (Мф. 28:5—7), разъясняют апостолам смысл Его Вознесения (Деян. 1:10, 11). Согласно Откровению Иоанна Богослова, ангелы ведут войну с сатаной (Откр. 12:7—9). По учению Церкви, ангелы участвуют в богослужении Церкви[1].

Согласно Библии, ангельский мир сотворен Богом (Кол. 1:16). Многие святые отцы считали, что под небом в первом стихе Книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)), следует понимать ангельский мир, а под «землей» — мир вещественный. Большинство святых отцов считали, что ангелы сотворены до создания вещественного мира (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, преподобный Иоанн Дамаскин). Однако блаженный Феодорит Кирский считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, так как, согласно его утверждению, они ограничены местом[1].