Зогар


Зогар[1][2][3][4], Зоар, Зохар[5] (ивр. ספר הזוהר‎ — «книга (свиток) сияния», или זוהר‎ — «сияние») — литературный памятник еврейского народа на иудео-арамейском языке[6], мистико-аллегорический комментарий к Пятикнижию Моисея[6], создавший термин ПаРДеС как совокупность четырёх методов библейской интерпретации[7], главный источник каббалистического учения[3]. Каббалисты утверждают, что книга была написана одним из таннаимов, палестинским раввином Шимоном бар Йохаем (сокр. «Рашби»; около 150 года[6]), но известность она получила лишь в XIII веке, благодаря раввину Моисею Леонскому (умер в 1305 году) в мусульманской Испании. Не относясь к раввинской литературе, тем не менее частью евреев почитается как священная книга[6].

Религиозная философия «Зогара» утверждает космологическое вечное бытие — потенциальной множественности творческих сил в абсолютно едином Существе (Эйн Соф)[4], существование ангелов — разумных, духовных существ, и что человек стоит выше ангелов, являясь центром и целью мироздания[8]; а также переселение душ и двойной суд Божий — до рождения человека и после его смерти[9]. Книга содержит сведения ο «движущемся по кругу» земном шаре, известные ещё в Античности (так, Аристарх Самосский писал об этом в III веке до н. э.); эта идея была возрождена Коперником в 1543 году. Первое издание «Зогара», дозволенное цензурой, вышло в Мантуе в 1558 году.

Этимология названия восходит к эсхатологическому стиху «И мудрецы воссияют сиянием тверди небесной…» (והמשכילים יזהירו כזהר הרקיע; Дан. 12:3[4]; в синодальном переводе — «И разумные будут сиять, как светила на тверди…». По смыслу название является почти однозначащим с заглавием другого крупного каббалистического произведения «Багира», что означает «Блеск»[10].

«Книга сияния» называли «откровением» великого танны Шимона бар Йохая (רב׳ שמעון בר יוחאי)[10]; книгу именовали также «Midrasch ha-Zohar» (מדרש הזהר) или «Мидраш pабби Шимона бар Йохая» (מדרש רבי שמעון בר יוחאי)[4].

Книга представляет собой беседу трёх ученых: Хизкии, Шимона и его сына Элиэзера, которые обсуждают «тёмные места» Торы. В Зогар подчёркнуто противопоставление Талмуда и Торы.

Особое внимание они уделяют первым словам Библии бе-решит («в начале»). В начале Бог сотворил таинственное мерцающее светило. Неизвестный Бог стал Элохимом. Безвидная и пустая земля обозначены в Торе как тóху («хаос») и бóху («бесформенность»). Разделения и несогласия в мире предшествуют грехопадению, ибо связаны с отделением Богом воды и суши. Вместе с рыбами Бог творит и Левиафана.