Антем


Анте́м (англ. anthem) в англиканской церкви — жанр многоголосной вокальной музыки (в том числе, с инструментальным сопровождением), род духовной кантаты с текстом на английском языке, заимствованным, в основном, из Псалтири. Расцвет жанра пришёлся на вторую половину XVI и XVII вв.

Литургически антемы возникли на месте католических вотивных (посвятительных) антифонов (отсюда название anthem, происходящее от саксонского слова antefn, а то, в свою очередь, от др.-греч. ἀντίφωνα). Антемы исполняются на англиканской вечерне (комплетории) и на утренних службах, и обычно посвящены Богородице и другим святым. Тексты антемов заимствуются, чаще всего, из Псалтири (в её стихотворных переводах, англ. metrical Psalter), но также из англиканского молитвослова, т.наз. «Книги общих молитв». В соответствии с требованиями простоты и отчётливости, которые реформаторы церкви предъявляли к озвучиванию молитвословных текстов, англиканские антемы задумывались как общинное силлабическое и моноритмическое пение, «как если бы молитва вовсе не распевалась»[1].

В реальной практике ранние антемы были полифоническими сочинениями с некоторым количеством имитаций, нередко контрафактуры латинских (католических) мотетов, как, например, антемы Т. Таллиса «Arise, O Lord» and «With all our hearts» — контрафактуры его же мотета «Salvator mundi». Такой тип хорового антема (без инструментального сопровождения или со скромным аккомпанементом на органе) называется полным (англ. full anthem)[2].

В период между 1565 и 1644 гг. получила развитие иная разновидность антема, для которой специфично чередование разделов сольного пения (англ. verses) с хоровыми разделами, причём в сопровождении музыкальных инструментов — обычно органа или струнного консорта, в особо торжественных случаях также в сопровождении духовых. Такой антем называется стиховым, или строфическим (англ. verse anthem). Жанровые истоки стихового антема — популярные в елизаветинские времена консортная песня и «пьеса с мальчиками-хористами» (англ. choirboy play)[3]. К концу XVI в. композиторы явственно отдавали предпочтение стиховому антему перед полным. Примеры таких сочинений — пасхальный стиховой антем «Christ rising again» У. Бёрда для дуэта дискантов, пятиголосного хора и виольного консорта (1589)[4], антем Т. Морли «Out of the deep» для альта, пятиголосного хора и органа, написанные с использованием имитационной полифонии и сквозные по форме. Более поздние создатели антемов О. Гиббонс, Т. Томкинс и Т. Уилкс в ещё большей степени стремились к драматизации жанра, используя контрасты сольного пения и инструментального музицирования, мотивную разработку, имитации и т.п., их антемы временами напоминают поздние (театрализованные) итальянские мадригалы.