Мадригал


Мадрига́л (итал. madrigale[1][2], лат. mandrialis, mandrigalis[3]; от лат. matricalis «<сочинение> на родном (материнском) языке»[4]) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории итальянской музыки выделяются мадригалы Ars nova (XIV век) и мадригалы эпохи Возрождения. Авторами многих мадригалов XVI века были работавшие в Италии композиторы франко-фламандской школы. По итальянской модели мадригалы писали в XVI—XVII веках также в Англии (например, П. Филипс) и Германии (например, И. Г. Шейн).

Как текстомузыкальная форма, мадригал впервые регистрируется у Магистра Пьеро (итал. Maestro Piero) и у анонимных (преимущественно флорентийских) авторов — примерно во второй трети XIV века. Начиная с середины XIV века мадригалы писали Джованни да Кашья (Иоанн Флорентийский), Герарделло Флорентийский, Якопо Болонский, Лоренцо Флорентийский, Винченцо из Римини, Франческо Ландини и другие композиторы.

Мадригал итальянского Ars nova представляет собой небольшую двухголосную (реже трехголосную) вокальную пьесу[5]. Музыкальная форма мадригала состоит из двух частей: первая часть охватывает (в обычном случае трёхстрочную) строфу, вторая часть — заключительное двустишие, в оригинальных рукописях нередко подписанное как ritornello — ритурнель (см. Терцины). В отличие от стилистически простой баллаты (фактически танцевальной песни), мадригал Ars nova — музыка, предназначенная для благородных ценителей искусства. О «высоком» положении жанра свидетельствуют мадригальная поэзия, фактурное выделение верхнего, украшенного квази-импровизационной[6] мелизматикой, голоса в качестве солирующего, а также элементы имитационной полифонии (последние иногда сближают мадригал с канонической каччей). К концу XIV века мадригал как музыкальный жанр утратил популярность; примеры мадригала в начале XV века единичны (Иоанн Чикония).

Несмотря на относительно небольшое (по сравнению с той же баллатой) число сохранившихся артефактов, мадригал Треченто вошёл в историю как первый истинно итальянский (не имеющий прототипов или аналогов в музыке французского Ars nova) жанр «композиторской» музыки.

В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4-6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии (особенно хроматики), ритма, формы.