Шейн, Иоганн Герман


Иоганн Герман Шейн[4], правильнее Шайн (нем. Johann Hermann Schein; 20 января 1586, Грюнхайн (ныне Грюнхайн-Байерфельд), Саксония — 19 ноября 1630, Лейпциг) — немецкий композитор и капельмейстер. Шейн — один из наиболее значительных (наряду с С. Шейдтом и Г. Шютцем) композиторов раннего немецкого барокко.

С 1599 года певчий придворной капеллы в Дрездене, где его учителем музыки был придворный капельмейстер нидерландского происхождения Рогир Михаэль (Rogier Michael). В 1603-07 жил в известной гимназии Шульпфорта (близ Наумбурга), где продолжил обучение музыке у Бартоломея Шера (Scheer) и Мартина Рота (Roth). В 1607 вернулся в Дрезден, в 1608 поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Будучи студентом-юристом в 1609 опубликовал свой первый опус — сборник светской вокальной музыки «Venus Kräntzlein» («Венчик Венеры»). В 1612 окончил Лейпцигский университет. В 1615—16 в Веймаре — капельмейстер при дворе герцога саксен-веймарского Иоганна Эрнста. С 1616 года до конца жизни кантор лейпцигской церкви Святого Фомы (в обязанности Шейна входило также преподавание латыни и пения в Томасшуле) и руководитель городской музыки (Musikdirektor) Лейпцига. Около 1626 года здоровье Шейна резко ухудшилось (страдал от туберкулёза, камней в почках и др. болезней). Две поездки на курорт в Карлсбад не помогли, и в 1630 году в возрасте 44 лет Шейн скончался.

В первой половине XVII века в Германии высоко чтили «трёх великих Ш» — Г. Шютца, Шейна и С. Шейдта[5]. Шейн писал как духовную, так и светскую музыку — вокальную и инструментальную.

Основные сочинения в области духовной музыки: духовные концерты (2 сборника «Opella nova»[6], 1618 и 1626; в первом хоровые, во втором — хоровые и сольные) и мотеты (сборник «Cymbalum Sionium sive cantiones sacrae»[7], 1615). «Канционал» Шейна — крупнейший на момент публикации (1627, R 1645) сборник протестантских хоралов (4-голосных обработок лютеранских духовных песен).

Как и Шютц, Шейн много писал в итальянском стиле, например, трёхголосные вилланеллы в трёх сборниках под названием «Непритязательная музыка» («Musica boscareccia»[8]; 1621, 1626, 1628), мадригалы в сборнике «Пастушьи развлечения» («Diletti pastorali. Hirten Lust», 1624). При этом «итальянские» вилланеллы и мадригалы Шейна написаны не на итальянские, а на немецкие (в том числе, библейские) тексты. Юмористический характер носит сборник Шейна «Студенческий пир» («Studenten-Schmauß»[9], 1626). Издание состоит из пяти застольных песен, некоторые из которых выходят за рамки «чистой» развлекательности (как «Frischauf, ihr Klosterbrüder mein» — «Освежитесь, братья мои»).