Антефикс


Анте́фикс или Антефи́кса (лат. antefixus — впереди прикреплённый, от ánte — впереди и fígere — прикреплять, привязывать, фиксировать) — в античной архитектуре — элемент в виде щитка, вертикально поставленной пластины, плиты или плитки из мрамора или терракоты. Такие щитки, в отличие от акротериев, прикрепляемых по углам треугольного фронтона, устанавливали рядами, с интервалами вдоль кровли по боковым фасадам здания[1]. Антефиксы закрывали торцы калиптеров (др.-греч. καλύπτρα — покрышка) — узких желобчатых черепиц кровли из терракоты или мрамора. Двускатные (коринфские) или полукруглые (лаконские или сицилийские) в поперечном сечении, калиптеры располагались рядами, прикрывая стыки плоских черепиц — солен (др.-греч. ςωληνος — труба, жёлоб), по которым стекала дождевая вода. Отсюда полукруглая форма антефиксов[2]. Антефиксы не имеют утилитарной функции водостоков, они играют декоративную роль. Дождевая вода накапливалась в специальном жёлобе, расположенному параллельно краю кровли — симе. В такой симе через определённые интервалы делали отверстия, снаружи оформленные в виде маскаронов: масок львов или горгон с раскрытыми ртами, через которые выливалась вода. В средневековье такие устройства называли: гаргулья. Таким образом, антефиксы, как и акротерии, отличаются от масок-водомётов[3].

Антефиксы использовали древние этруски на территории северной и центральной Италии в VII—VI веках до н. э. Этрусские антефиксы делали из терракоты формованием или ручной лепкой (последние называют простипами) и расписывали минеральными красками. Они прикрывали торцы желобов деревянной кровли. Наиболее интересные образцы найдены археологами при раскопках этрусских городов Сатрик[en], Тарквиния, Вейи и Пирги[4][5].

Наиболее простые антефиксы выполнены в форме пальметты или антемия. Многие украшены маскаронами с изображениями Горгоны Медузы или сфинкса. Значительное количество антефиксов и реконструкции этрусских храмов экспонируются в Музее виллы Джулия в Риме. Антефиксы, расположенные вдоль кровли, издали воспринимаются орнаментальным рядом, что придаёт им дополнительное декоративное значение. Антефиксы получили распространение в древнегреческой и древнеримской архитектуре. Римляне изготавливали их из мрамора, ярко расписывали или золотили. Позднее антефиксы потеряли утилитарное значение и использовались с целью декоративной и исторической стилизации в архитектуре классицизма.