Антиклерикализм


Антиклерикали́зм (от др.-греч. άντι — против и κληρικός — клирик), антиклерика́льная поли́тика[1][2] — это оппозиция религиозной власти, обычно в социальных или политических вопросах.

Исторический антиклерикализм был, в основном, против влияния римского католицизма. Антиклерикализм связан с секуляризмом, который стремится снизить влияние клира на все аспекты общественной и политической жизни[3][4].

На волне просвещения XVII века, когда атеизм в Западной Европе пережил первую большую волну распространения, антиклерикализмом стали называть любые антицерковные позиции; независимо от сопутствующего вероисповедания или радикальности антиклерикальных позиций.

Гражданская конституция духовенства была принята 12 июля 1790 года, требуя от всех священнослужителей присяги на верность французскому правительству и, как следствие, растущему антиклерикальному национальному учредительному собранию. Все из 160 епископов, кроме семи, отказались от присяги, как и половина приходских священников[6].

Антиклерикализм во время Французской революции первоначально начался с нападок на церковную коррупцию и богатство высшего духовенства, действия, с которым могли отождествить даже многие христиане, поскольку римско-католическая церковь играла доминирующую роль в дореволюционной Франции. В течение двухлетнего периода, известного как эпоха террора, эпизоды антиклерикализма становились все более жестокими, чем в современной европейской истории. Новые революционные власти подавили церковь; отменил католическую монархию; национализированная церковная собственность; сослал 30000 священников и убил ещё сотни[7]. Многие церкви были преобразованы в «храмы разума», в которых проводились атеистические службы[8][9][10][11]. Было много научных дискуссий о том, было ли движение мотивировано народом[12].

Когда Папа Пий VI выступил против революции в Первой коалиции (1792—1797), Наполеон Бонапарт вторгся в Италию (1796)[13]. Французские войска заключили в тюрьму Папу в 1799 году, и он умер после шести недель плена[13]. После перемены настроения Наполеон затем восстановил католическую церковь во Франции с подписанием Конкордата 1801 года[13] и запретил Культ Высшего Существа. Многие антиклерикальные политики продолжались. Когда наполеоновские армии вступали на территорию, монастыри часто были разграблены, а церковная собственность секуляризирована[14][15][16][17][18].